Мальчики отдельно от девочек. Клуб семейного воспитания устроил эксперимент

На общих мероприятиях присутствуют и мальчики, и девочки. © / Клуб семейного воспитания при храме священномученника Сильвестра

В клубе дети получают консультации по основным общеобразовательным предметам.

   
   

«Наша задача –  помочь родителям, которые выбрали семейное обучение для своего ребёнка, его обучить, - рассказывает Алла Черноротая, директор клуба. - У нас есть педагоги-консультанты и все условия для этого».

Детей распределяют по возрастам в классы, и занятия проходят почти как в обычной школе. В этом году решились на раздельное обучение первоклашек. Пятеро мальчиков учатся отдельно от семи девочек, за основу обучения взята «Русская классическая школа». Это адаптированная к современности программа великого педагога Константина Ушинского. 

Они разные

Тема раздельного обучения вновь и вновь возникает в умах педагогов. Кое-где такую систему обучения вводят, и общеобразовательные учреждения работают по новому принципу, например, в Москве. Скажете, что столичные школы всегда были открыты для экспериментов, и ошибётесь. В Республике Коми таких школ порядка 500, появляются они и на Ставрополье, в Благовещенске, Иркутске, Амурской области.

У мальчишек мужские заботы. Играют в хоккей. Фото: Клуб семейного воспитания при храме священномученника Сильвестра

Испугались, прежде всего, чрезмерной эмансипации девочек. Мальчик запросто может жестоко влепить ей такого тумака, что та и на ногах может не устоять, а на внушение, что делать так нельзя, маленький драчун с недоумением ответит: «Она первая начала!», абсолютно равняя себя со слабой физически сверстницей.

Психологи говорят о благе раздельного обучения, главное – у ребёнка нет страха перед негативной оценкой противоположного пола. Девочки не потешаются над неумехой, а мальчики не насмехаются над милыми глупостями своих одноклассниц.

«Каждому господь дал своё предназначение в жизни, - говорит иерей Александр Лемешко, учредитель и духовник клуба. - Я за раздельное обучение, не люблю слово «гендерное», втиснули это слово в обиход, совершенно не понимая его сути. Мальчик должен стать юношей, мужчиной, мужем, защитником. Девочка – девушкой, женщиной, женой, мамой. Взросление девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Они усидчивее, а мальчики подвижнее. Мы это учитываем. В идеале, хорошо бы, чтобы у ребят преподавал мужчина. Это колоссальная задача – найти такого педагога, тем более для младших классов. Но мы его нашли! В следующем году ждём его у себя, надеюсь, дождёмся. Тем более, что это учитель со стажем».

   
   

Подход в обучении должен быть разным, и психологи поясняют, что для мальчишек всегда важны цели, а для девочек – процесс обучения. Даже первоклассник спросит – а зачем мне это делать? Его одноклассница будет прилежно выполнять задания.

Идея раздельного обучения не нова.

«Вот такая бойкая отличница руку на уроке всегда тянет, а мальчику это сложно сделать, - соглашается с отцом  Александром директор клуба. - У них мозги другие».

Алла Борисовна -  педагог с большим стажем. 38 лет отдано школе, 12 из них она была директором гимназии, так что знает, что говорит.

Хорошо забытое старое

Идея раздельного обучения не нова. При царе существовали мужские и женские гимназии, объяснялось это тем, что для продуктивного пребывания в обществе нужны разные знания. Девочек готовили к замужеству и материнству, мальчикам преподавали куда более широкий перечень предметов и наук. В 1918 году всеобщее равенство было закреплено конституционно, и школы стали смешанными. В 1943 голу вновь вернулись к раздельному обучению. Образ матери-труженицы и защитника Отечества воспитывался сообразно эпохе. Продлилось это до 1954 года, потом опять в школы вернулось совместное обучение и на долгие годы стало основным принципом школьного воспитания. Первое разделение современного времени относят к 90-м годам 20 века. Правда, сейчас такие учебные заведения предоставляют классы для мальчиков и девочек отдельно, но в стенах одного учреждения. Внеклассные мероприятия для них проводятся совместно. Примером раздельного обучения стали кадетские классы школ, но со временем и они стали смешанными. В этом случае нельзя путать их с кадетскими корпусами, суворовскими и нахимовскими училищами. Кстати, в Европе и США элитное образование всегда раздельное.

«Отдельных школ и не нужно, - добавляет Алла Черноротая. - Противники раздельной методики обучения говорят, что при совместном обучении дети учатся понимать представителей другого пола, что воспитываются люди, которые в жизни будут готовы к разным ситуациям, чем разнообразнее группа сверстников, тем больше будет вариантов решения проблем. Но их никто не изолирует! Они великолепно общаются на переменах, наши дети ходят вместе на мероприятия, на выставки, на экскурсии, принимают совместное участие в молитвах, трапезах и спевках. Концепция существования нашего клуба семейного воспитания базируется на фундаменте воспитания христианских ценностей».

Русская классическая школа

Сейчас нет отдельной методики преподавания школьной программы с учётом половых различий. Пока всё на уровне интуиции. Например, мальчикам нужно предмет давать более образно, больше показывать, чем рассказывать.

Вместе в гостях у кинологов. Фото: Клуб семейного воспитания при храме священномученника Сильвестра

Обучают в клубе семейного воспитания по программе «Русская классическая школа», основанной на трудах К.Д. Ушинского. Наработками дореволюционных учительских методик воспользовалась советская школа, изменив лишь идеологическое наполнение. Помните такую фразу, что в Советском Союзе лучшее образование в мире? К этой методике решили присмотреться в Екатеринбурге. Многодетная мама Татьяна Алтушкина, можно сказать, прародительница новой, вернее, хорошо забытой, школы. Ребята стали заниматься по учебникам Ушинского, переработанным и адаптированноым к современности филологом Ириной Горячевой , математику стали изучать по Киселёву – все выдающиеся академики учились по книжкам Андрея Петровича.

Обучают в клубе семейного воспитания по программе «Русская классическая школа».

«У нас дети начинают писать карандашом и перьевой ручкой, пишут каллиграфическим почерком по специальным прописям, - добавляет Алла Черноротая. – Объясню почему: когда ребёнок пишет пером, он волей-неволей становится аккуратнее – иначе перо порвёт бумагу. Всё это нужно для хорошего почерка».

После отдыха мальчики и девочки расходяться по классам. Фото: Клуб семейного воспитания при храме священномученника Сильвестра

Учебники «Русской классической школы» отличаются от других. В них даже бумага другая – не белая, а желтоватая, полезнее для глаз. Яркие, цветные обложки тетрадок, картинки в учебнике, только отвлекают. «Методика построена по принципу природосообразности, - объясняет Алла Борисовна. – В ней всё логично построено, одно вытекает из другого. Например, уроки словесности. Ребёнок знает, что в понедельник у него каллиграфия, во вторник – письменные работы, диктанты, в среду он будет изучать грамматику, в четверг – редактирование текста, а в пятницу они отработают всё то, чему научились за неделю. Сложность нарастает постепенно».

Кстати сказать, клуб семейного воспитания сейчас в шаге от того, чтобы стать настоящей школой. Шесть лет назад зародилась идея её создания, необходимо добавить, что у основания этого стоял Антон Ашихмин, известный общественник. К сожалению, он трагически погиб. Основан клуб при приходе, первыми его участниками стали прихожане храма священномученника Сильвестра Омского. Сейчас здесь занимаются с детьми от четырёх лет и до 6 класса общеобразовательной школы. Раздельное образование внедрено с этого учебного года, пока скромно, говорят, что делать выводы рано, но успехи заметны. Для мальчиков программа общеобразовательной школы, где они сдают аттестацию, оказалась «легкотнёй».