В клубе дети получают консультации по основным общеобразовательным предметам.
«Наша задача – помочь родителям, которые выбрали семейное обучение для своего ребёнка, его обучить, - рассказывает Алла Черноротая, директор клуба. - У нас есть педагоги-консультанты и все условия для этого».
Детей распределяют по возрастам в классы, и занятия проходят почти как в обычной школе. В этом году решились на раздельное обучение первоклашек. Пятеро мальчиков учатся отдельно от семи девочек, за основу обучения взята «Русская классическая школа». Это адаптированная к современности программа великого педагога Константина Ушинского.
Они разные
Тема раздельного обучения вновь и вновь возникает в умах педагогов. Кое-где такую систему обучения вводят, и общеобразовательные учреждения работают по новому принципу, например, в Москве. Скажете, что столичные школы всегда были открыты для экспериментов, и ошибётесь. В Республике Коми таких школ порядка 500, появляются они и на Ставрополье, в Благовещенске, Иркутске, Амурской области.
Испугались, прежде всего, чрезмерной эмансипации девочек. Мальчик запросто может жестоко влепить ей такого тумака, что та и на ногах может не устоять, а на внушение, что делать так нельзя, маленький драчун с недоумением ответит: «Она первая начала!», абсолютно равняя себя со слабой физически сверстницей.
Психологи говорят о благе раздельного обучения, главное – у ребёнка нет страха перед негативной оценкой противоположного пола. Девочки не потешаются над неумехой, а мальчики не насмехаются над милыми глупостями своих одноклассниц.
«Каждому господь дал своё предназначение в жизни, - говорит иерей Александр Лемешко, учредитель и духовник клуба. - Я за раздельное обучение, не люблю слово «гендерное», втиснули это слово в обиход, совершенно не понимая его сути. Мальчик должен стать юношей, мужчиной, мужем, защитником. Девочка – девушкой, женщиной, женой, мамой. Взросление девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Они усидчивее, а мальчики подвижнее. Мы это учитываем. В идеале, хорошо бы, чтобы у ребят преподавал мужчина. Это колоссальная задача – найти такого педагога, тем более для младших классов. Но мы его нашли! В следующем году ждём его у себя, надеюсь, дождёмся. Тем более, что это учитель со стажем».
Подход в обучении должен быть разным, и психологи поясняют, что для мальчишек всегда важны цели, а для девочек – процесс обучения. Даже первоклассник спросит – а зачем мне это делать? Его одноклассница будет прилежно выполнять задания.
«Вот такая бойкая отличница руку на уроке всегда тянет, а мальчику это сложно сделать, - соглашается с отцом Александром директор клуба. - У них мозги другие».
Хорошо забытое старое
Идея раздельного обучения не нова. При царе существовали мужские и женские гимназии, объяснялось это тем, что для продуктивного пребывания в обществе нужны разные знания. Девочек готовили к замужеству и материнству, мальчикам преподавали куда более широкий перечень предметов и наук. В 1918 году всеобщее равенство было закреплено конституционно, и школы стали смешанными. В 1943 голу вновь вернулись к раздельному обучению. Образ матери-труженицы и защитника Отечества воспитывался сообразно эпохе. Продлилось это до 1954 года, потом опять в школы вернулось совместное обучение и на долгие годы стало основным принципом школьного воспитания. Первое разделение современного времени относят к 90-м годам 20 века. Правда, сейчас такие учебные заведения предоставляют классы для мальчиков и девочек отдельно, но в стенах одного учреждения. Внеклассные мероприятия для них проводятся совместно. Примером раздельного обучения стали кадетские классы школ, но со временем и они стали смешанными. В этом случае нельзя путать их с кадетскими корпусами, суворовскими и нахимовскими училищами. Кстати, в Европе и США элитное образование всегда раздельное.
Русская классическая школа
Сейчас нет отдельной методики преподавания школьной программы с учётом половых различий. Пока всё на уровне интуиции. Например, мальчикам нужно предмет давать более образно, больше показывать, чем рассказывать.
Обучают в клубе семейного воспитания по программе «Русская классическая школа», основанной на трудах К.Д. Ушинского. Наработками дореволюционных учительских методик воспользовалась советская школа, изменив лишь идеологическое наполнение. Помните такую фразу, что в Советском Союзе лучшее образование в мире? К этой методике решили присмотреться в Екатеринбурге. Многодетная мама Татьяна Алтушкина, можно сказать, прародительница новой, вернее, хорошо забытой, школы. Ребята стали заниматься по учебникам Ушинского, переработанным и адаптированноым к современности филологом Ириной Горячевой , математику стали изучать по Киселёву – все выдающиеся академики учились по книжкам Андрея Петровича.
«У нас дети начинают писать карандашом и перьевой ручкой, пишут каллиграфическим почерком по специальным прописям, - добавляет Алла Черноротая. – Объясню почему: когда ребёнок пишет пером, он волей-неволей становится аккуратнее – иначе перо порвёт бумагу. Всё это нужно для хорошего почерка».
Учебники «Русской классической школы» отличаются от других. В них даже бумага другая – не белая, а желтоватая, полезнее для глаз. Яркие, цветные обложки тетрадок, картинки в учебнике, только отвлекают. «Методика построена по принципу природосообразности, - объясняет Алла Борисовна. – В ней всё логично построено, одно вытекает из другого. Например, уроки словесности. Ребёнок знает, что в понедельник у него каллиграфия, во вторник – письменные работы, диктанты, в среду он будет изучать грамматику, в четверг – редактирование текста, а в пятницу они отработают всё то, чему научились за неделю. Сложность нарастает постепенно».
Кстати сказать, клуб семейного воспитания сейчас в шаге от того, чтобы стать настоящей школой. Шесть лет назад зародилась идея её создания, необходимо добавить, что у основания этого стоял Антон Ашихмин, известный общественник. К сожалению, он трагически погиб. Основан клуб при приходе, первыми его участниками стали прихожане храма священномученника Сильвестра Омского. Сейчас здесь занимаются с детьми от четырёх лет и до 6 класса общеобразовательной школы. Раздельное образование внедрено с этого учебного года, пока скромно, говорят, что делать выводы рано, но успехи заметны. Для мальчиков программа общеобразовательной школы, где они сдают аттестацию, оказалась «легкотнёй».