Честь учителя. Педагоги сейчас защищены законным статусом

На уроке. © / Никита Ломсков / АиФ

В этом году система образования переживает стресс за стрессом, то вновь говорят об отмене ЕГЭ и звучит это весьма решительно, то появилась инициатива сократить сроки среднего образования, спрессовать время учёбы и в школе, и в вузе. То вдруг выступают с больших трибун за запрет теории Дарвина - казалось бы, эту тему мир пережил сто лет назад.

   
   

Заканчивается время, отведённое под нацпроекты - тоже есть над чем переживать. Вступил в силу закон о статусе учителя - о чём он и зачем нужен?

Подробности в материале «АиФ в Омске».

Время перемен

В рамках Года педагога и наставника, которым был ознаменован 2023-й, в закон об образовании были внесены поправки. Главная - в принятии мер по защите частной жизни педагогических работников, в придании им «особого, важного статуса». И «защита от травли» учителей в школах. Ранее их работа была «образовательной услугой», сейчас педагоги должны и учить, и воспитывать. Правда, одного закона «Об образовании» будет мало, надо менять возраст ответственности подростков.

С нынешнего года в школьный курс введён ряд новых предметов, хотя они из разряда хорошо забытого старого. На труде будут учиться основам конструирования, робототехнике, работе с беспилотными авиационными системами, изучать компьютерную графику и черчение, а также практиковаться в кулинарии, кройке и шитье.

Переформатирован предмет ОБЖ, теперь это «Основы безопасности и защиты Родины». В отличие от прошлого, он состоит из курса начальной военной подготовки и изучения правил оказания первой помощи и практического их применения, а также действий при ЧП разного рода.

В физкультурный блок решено также внести изменения, в расписании может появиться 12 новых модулей. Например, гольф, биатлон, ушу, фигурное катание.

   
   

Родители отнеслись к этому скептически - расходы лягут на их плечи. Тем более что пятилетний цикл нацпроектов подходит к концу. Лишь благодаря целевым средствам стали ремонтироваться школы - это бы осилить, а не вводить что-то мудрёное.

«Новые нацпроекты будут приняты в рамках задач, которые были сформулированы президентом по национальным целям развития. Вот там как раз есть весь блок, благодаря которому будут выделены дополнительные финансы для развития материально-технической базы, чтобы оснастить кабинеты под новые задачи», - сказал министр образования Омской области Иван Кротт.

В 5-9 классах вводится «Семьеведение». Как преподавать такой предмет, какое для этого должно быть образование? У некоторых ещё в СССР была «Этика и психология семейной жизни», которая ни к чему не привела. В лучшем случае «Этику...» заменяли уроками по основным предметам. 

Спасут целевики

Комплектование педагогическими работниками в разные периоды учебного года - разные. Весной, накануне больших каникул, департамент образования Омска заполнил статотчёты, и оказалось, что на 15 апреля в городских школах и детских садах не хватает 939 педагогов. Особенно остро возник дефицит учителей начальных классов (101 вакансия), математики (80), русского языка и литературы (77), английского языка (59) и др. В дошкольных учреждениях не хватает 194 воспитателя и 106 нянечек.

Кризис объясняли увольнением учителей. До некоторых пор пенсия неработающим пенсионерам не компенсировалась. Они вынужденно увольнялись, чтобы им пересчитали пенсию, а потом вновь шли в школы учить детей. Педагоги-студенты, которые по закону могут работать в системе образования, тоже увольнялись на летний период.

Но, к примеру, к началу учебного года детские сады региона укомплектованы на 99%. Открыты 64 вакансии, из которых 44 в Омске. Учреждения школьного образования укомплектованы на 98%. В школах Омской области не хватает 403 педагога. Востребованными остаются учителя физики, математики, биологии, иностранных языков, а также начальных классов.

«С сентября стали принимать на вакансии студентов 4-5 курсов. Многие, как правило, уже работают, переходя на индивидуальный учебный план. Особенно целевики», - рассказал глава минобра.

Конкуренция кадров

Что привлечёт в регион кадры? Меры поддержки. Причём в этой связи идёт жёсткая борьба - есть конкуренция среди субъектов РФ, между районами области. Кто-то приезжает в Омскую область, кто-то покидает её. 12 педагогов приехали к нам в этом году по программе «Земский учитель» из Новосибирской области, Тывы и т. д. За все годы действия программы в Омскую область приехало 50 человек.

В регионе взяли курс на поддержку молодых кадров - такой статус специалист мог носить три года. В Омской области продлили до пяти. Доплаты 100% к окладу молодые педагоги получали три года, на четвёртом году доплата равняется 70%, на пятом - 50%. Педагогу-стажисту за наставничество сейчас выплачивается прибавка 50% к окладу.

Кстати, в 25 муниципальных районах предусмотрены выплаты молодым педагогам. Максимальная - 200 тыс. руб. Существует компенсация коммунальных расходов в сельской местности.

Если выпускник школы принимает решение получать педагогическое образование по целевому направлению, то ежемесячно с первого курса он будет получать 10 тысяч прибавки к стипендии. В этом году пед­университет, альма-матер всех педагогов Омской области, зачислил 100 таких ребят.

Кстати

Президент РФ Владимир Путин анонсировал для педагогов обновление системы оплаты труда, в некоторых регионах по поручению главы государства правительство апробирует новую модель уже в 2025 году, в 2026-м она должна быть принята во всей стране.

Кроме того, указом президента 5 тыс. руб. будут доплачивать советникам директоров школ и колледжей по воспитанию, а 10 тыс. руб. - классным руководителям и кураторам групп в техникумах.

К тому же Владимир Путин заметил, что следует повысить зарплаты преподавателям фундаментальных дисциплин в вузах уже с 1 сентября. На это может потребоваться 1,5 млрд руб. в текущем году и 4,5 млрд в следующих.