В школы Омской области в новом учебном году пришли работать по программе «Земский учитель» 12 педагогов. Эти люди сменили не только рабочее, но и место жительства.
Участникам федерального проекта предстоит пять лет отработать в школе населённого пункта, численность которого не превышает 50 тысяч человек. В качестве поддержки этого смелого шага они получат миллион рублей от государства.
Кто-то из педагогов не решается кардинально поменять обстановку и становится участником программы внутри региона, другие же рискуют начать жизнь с чистого листа и отправляются на работу за сотни километров от дома. В их числе учитель географии Екатерина Згержинская. Она как настоящая декабристка не побоялась приехать из Краснодарского края в Сибирь, в небольшой городок Омской области - Калачинск, и за два прожитых здесь года ни разу не пожалела о своём решении.
Не место красит человека…
Ирина Аксёнова, omsk.aif.ru: - Екатерина, тенденция последних лет такова, что многие жители Сибири уезжают на заработки или на ПМЖ на юг, ближе к морю, где тёплый климат, а вы сломали этот стереотип и приехали в Сибирь из Краснодарского края…
Екатерина Згержинская: - Меня не пугал переезд в Сибирь, потому что родилась я в Кемеровской области, в Кузбассе. Там провела детство и юность, поступила в институт и только после его окончания, уже будучи замужем, мы с супругом переехали в Краснодарский край, где прожили 16 лет. А потом вдруг потянуло на малую родину. Поводом послужило и желание принять участие в программе «Земский учитель».
Посоветовавшись с мужем и сыном, приняла решение о переезде. Супруг меня поддержал, он тоже педагог, но сейчас работает не по специальности в другом городе. Сыну 14 лет, учится в той же гимназии, где я преподаю, занимается спортом. Здесь он научился кататься на лыжах, и ему это очень понравилось, увлекается лыжными гонками, лёгкой атлетикой, плаванием.
- Почему ваш выбор пал именно на Калачинск?
- Когда выбираешь новое место жительства - знакомишься хотя бы заочно с этой территорией. Для меня было важно, чтобы населённый пункт располагался недалеко от областного центра, чтобы была хорошая логистика, чтобы это был город, пусть и небольшой, но с развитой инфраструктурой.
Я изучала заранее, чем город живёт. Мне понравилось, что в Калачинске есть спортивная, музыкальная, художественная школы, кукольный театр, модельные библиотеки, Дворец культуры, досуговые центры, парк и многое другое.
Здесь реализуются разные направления для развития детей, хорошо выстроена система дополнительного образования. А ещё это малая родина моей мамы, поэтому и она поддержала моё решение, хотя сама сейчас живёт в Краснодарском крае.
Главное - желание и педобразование
- Какие отборочные испытания вы проходили, участвуя в программе?
- Любой конкурс предполагает отбор участников. Для участия в программе «Земский учитель» педагогу необходимо подать заявку на вакансию. Когда я принимала участие, на должность учителя географии в гимназию города Калачинска было пять претендентов. Кандидаты предоставляют документы, а заявители на основании этой информации отбирают подходящего для них специалиста.
- А какие обязанности возлагает на вас программа?
- Самое важное - отработать пять лет. Требования выставляет сама школа, как правило, это наличие педагогического образования, как высшего, так и среднего профессионального, квалификационной категории. Это умение преподавать уроки в соответствии с новыми ФГОС, участие педагога в профессиональных конкурсах и его учеников в олимпиадном движении, экспертная деятельность. Все эти критерии обеспечивают успех при отборе.
Замечу, что для участия в программе учительский стаж необязателен, человек может быть совсем из другой сферы деятельности, главное - иметь педагогическое образование. Возраст тоже особой роли не играет, это может быть как молодой специалист, так и человек с большим опытом, но до 50-55 лет.
- Не было опасений, что как-то не сложится на новом месте, не понравится?
- Я была решительно настроена и не боялась ничего. Везде есть хорошие, добрые люди, которые в случае трудностей помогут справиться. Мы переехали за месяц до начала нового учебного года, образовательная организация заключила со мной срочный трудовой договор. И уже ко Дню учителя я получила выплату.
Рабочее место и жильё в придачу
- Жильё вам предоставили сразу?
- Да. Это прописано обязательным пунктом в программе. Предоставляется либо жильё, либо выплата за его аренду. Для меня этот вопрос стоял на первой позиции. Мы переехали и сразу заселились в квартиру в трёхэтажном новом доме с индивидуальным отоплением. Хорошие жилищные условия, недалеко от школы. В соседях в основном работники бюджетной сферы - врачи, учителя.
Но столкнулась и с проблемой, которая, как оказалась, не только у меня возникла, но и у других участников программы. Дело в том, что ты заходишь в пустую квартиру с голыми стенами, а ведь практически никто не везёт с собой мебель, домашнюю утварь. Все накопленные деньги тратятся непосредственно на сам переезд, оплату билетов, поэтому финансово сложно обустроить жильё за месяц даже самым необходимым. Мы предложили минобразования рассмотреть вопрос о предоставлении подъёмных для земских учителей на эти цели.
- А обещанный за программу миллион не играл приоритетной роли в решении переехать?
- У меня на самом деле было несколько целей для участия в «Земском учителе»: денежный сертификат, новый опыт, смена обстановки. Все эти цели я успешно реализовала. За счёт миллиона погасила оставшуюся часть ипотеки, на остальные деньги купила автомобиль.
- Какое первое впечатление оставила о себе школа, куда вы трудоустроились?
- Положительное впечатление. Школа очень большая, располагается в новом здании, которое введено в эксплуатацию в 2013 году. Тёплая, просторная, светлая, чистая. У меня свой кабинет. После выхода на работу мне сразу выделили ноутбук и проектор. Дали классное руководство.
Всё начинается с учителя
- Как вас приняли коллеги, ученики?
- Было неожиданно и приятно, когда практически в первый же день после выхода на работу и знакомства с коллективом мне подарили мешок овощей. Люди, понимая, что мы приехали издалека, что здесь у нас нет никого, кроме дальних родственников, о существовании которых они не могли знать, оказали такой добрый жест.
Отношение детей хорошее, уважают. Нет такого, чтобы они старались задеть меня какими-то высказываниями, действиями, пытались вывести из равновесия. С первых дней слушали внимательно, и вопросы задавали.
- Какие дальнейшие планы? После окончания срока действия программы вы останетесь в Калачинске?
- Время покажет, я не планирую так далеко, мне ещё работать три года. Если сын выберет здесь для себя учебное заведение после окончания школы, возможно, и задержимся.
- Что бы вы пожелали учителям, которые стоят на грани выбора?
- Не бояться перемен, верить в себя, рассчитывать на свои силы и, если решатся на этот шаг, идти уверенно до конца.