Бюджет, дороги, транспорт. Сергей Шелест ответил на вопросы журналистов

Мэр Сергей Омска Шелест. © / Наталья Корнеева / АиФ

Денежный вопрос - самый главный. Сергей Шелест на пресс-конференции рассказал о бюджете и бюджетных процессах: федеральное бюджетное законодательство так выстроено, что все заработанные средства и отчисления сначала аккумулируются на едином счёте, а потом распределяются между всеми регионами и городами. 

   
   

Подробности в материале omsk.aif.ru.


О бюджете


Пример - наш Омский нефтезавод в прошлом году уплатил 121 млрд руб. акцизных сборов, из них в бюджет региона вернулось 10 млрд руб.  (8,2%), а в бюджет города всего 90 млн руб. (0,07%), - рассказал Сергей Шелест. - На нормальное функционирование городу ежегодно необходимо не менее 70 млрд руб., но доходы Омска в прошлом году составили лишь 41 млрд руб. - это наши собственные доходы и поступления из федерального и областного бюджетов. Недостаёт городской казне ежегодно около 30 млрд руб. 

Нехватка средств только копит проблемы, например, с расселением аварийных домов, капремонтом домов 335 серии, приобретением дорожной техники и пассажирского транспорта, строительством ливневой канализации и линий наружного освещения, озеленением и благоустройством города, строительством детсадов и школ, ремонтом соцобъектов. На их решение требуется  около 50 млрд руб.


«Мы лидируем среди городов-миллионников по доле собираемых налогов в общем объёме налогов с региона. За 2023 год из собранных с территории Омской области 309 млрд руб. город Омск принёс 289 млрд (94%). Из них в областном бюджете осталось 119 млрд руб. (38%), в бюджет города поступило всего 11,8 млрд руб. (4%). Скажу проще: с каждых заработанных городом 100 руб. в нашем распоряжении остаётся лишь 4 рубля», - привёл мэр бюджетную арифметику. 

По данным Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Омск по уровню доходов на жителя занимает последнее место среди 10 городов-миллиоников и крупных городов с численностью от 500 тыс. человек. Омск отстаёт от Красноярска в 2,2 раза, от Новосибирска - в 1,7 раза.

«Основная задача, которой мы планируем добиваться вместе с губернатором и сенаторами - справедливое распределение доходов от налогов.  Исправить ситуацию можно внесением изменений в федеральное законодательство», - считает Сергей Шелест.  

   
   


О ремонте магистралей 


В 2024 году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в Омске отремонтируют девять городских магистралей - это ул. 60 лет Победы, 6-я Шинная, Волочаевская, Гусарова, Заозёрная, Коммунальная, Маяковского, Омская, а также Театральная площадь. Общее финансирование составляет 715 млн руб.  По графику идёт проведение аварийно-восстановительного ремонта дорог, в этом году в нём 476 объектов. 
«Ко Дню города все работы должны быть завершены», - сообщил  мэр Омска. 
Ремонт дорог становится комплексным - оборудуют освещение, ливнёвки, монтируют светофоры, идёт разметка, делают тротуары.


Мосты - ещё одна проблема Омска. Ремонт Ленинградского движется к завершению, в III квартале 2024 года начнут обновлять мост им. 60 лет ВЛКСМ у телецентра. Закончить работы планируется до конца 2025 года. По строительству нового объекта через Омь пока нет конкретики. 
«Концессионное соглашение на строительство моста через Омь планируем подписать 12 июня. Партнёром проекта станет компания «Стройтраст», которая сегодня завершает ремонт Ленинградского моста. По поводу путепровода вопрос остаётся открытым. Стоимость такого объекта, даже по самым скромным подсчётам, превышает миллиард рублей. Будем с губернатором искать варианты решения этой задачи», - сказал Сергей Шелест.


О транспорте и цене проезда


Журналисты попросили мэра подвести промежуточные итоги транспортной реформы, с принятия которой 1 июля исполнится ровно год. Летом 2023 года из центра Омска было решено убрать пассажирский транспорт малой вместимости, заменив его   большими автобусами. Таким образом разгружали город от пробок и бесконечных верениц микроавтобусов.  Изменились и схемы движения 16 маршрутов. 


«Мы имеем рост пассажиропотока, а также новые прямые связи между ул. Маршала Жукова, Фрунзе, Булатова и другими районами города, - отметил Сергей Шелест. - В ближайшее время планируется улучшить транспортную доступность ул. Попова и Студенческой, а также добавить автобусов на 1-ю Учхозную».
Одна из проблем муниципального пассажирского транспорта - нехватка водителей. Чтобы обеспечить плановый выпуск на линию, пассажирскому предприятию № 8 требуется 170 человек. Для привлечения людей повышают  зарплату, бесплатно обучают. 
«На сегодня у водителя ПП № 8 средняя зарплата - 72 тыс. руб., вводим меры соцподдержки, приглашаем на бесплатное обучение. В ближайшее время ожидаем поступления на работу 40 человек, которые отучились по нашему направлению», - сообщил мэр. 


О стоимости проезда Сергей Шелест тоже высказался. Он считает, что ситуация остаётся сложной, так как цена за проезд не соответствует экономически обоснованным тарифам. Стоимость проезда, по словам градоначальника, не повышалась около пяти лет. При этом растут цены на всё.

«Сейчас разница между экономически обоснованным тарифом, который утверждается РЭК Омской области, и стоимостью проезда компенсируется из муниципального бюджета. В 2019 году сумма дотаций составила 900 млн руб., в 2021-м она была уже 1,5 млрд, в этом году, по прогнозам, достигнет 3 млрд руб., - сказал глава города, отмечая, что эти деньги можно было бы направить, например, на ремонт дорог. - На 3 млрд можно отремонтировать 100 дорог или благоустроить 500 дворов. Такая вот математика».
Поднять стоимость проезда планируется на 10 рублей, но окончательное решение предстоит принять депутатам Омского городского Совета.  


0 комфортной среде


В зонах МКД сейчас популярностью пользуется конкурсы инициативных проектов, выиграв которые можно благоустроить двор. Из бюджета было выделено 95 млн руб., на отбор было представлено 37 заявок, 17 получили одобрение. 


«Основная часть заявок содержала запрос на обустройство скверов, детских и спортивных площадок, - рассказал Сергей Шелест. - Работы во всех округах уже ведутся. Есть ещё один механизм, это программа «Решают люди». На её реализацию выделено полмиллиарда рублей. Часть средств пойдёт на ремонт 98 дворовых территорий».
Помимо этого, в Омске работает программа реализации общественно полезных проектов. Ею пользуется в основном КТОСы и общественные организации. Действует она уже 15 лет, на эту программу выделялось по 20 - 25 млн руб. из городского бюджета ежегодно. Она будет сохранена.

Что касается программы «Формирование комфортной городской среды» - это часть нацпроекта «Жильё и городская среда», по ней за пять лет благоустроено 305 дворов в Омске. В этом году источник финансирования по ФКГС ещё не определён. 


О парках


Омский парк «Вокруг света» на Зелёном острове стал новым центром притяжения, а ведь когда-то такой же славой пользовался парк им. 30-летия ВЛКСМ в Октябрьском округе. 


«Хороший парк в целом, но устаревший. Его необходимо развивать, но делать это надо с умом, - сказал мэр и прокомментировал ситуацию вокруг парка. - Была перестановка, были вынуждены снять директора. Сейчас вопросом вырубки деревьев на территории парка занимаются СК и прокуратура. Деревья высадим. По строительству на территории парка - Арбитражный суд обязал депимущества заключить договор аренды на земельный участок с компанией «Кедр». Не исполнять решение суда мы не можем. Срок действия договора истекает в 2026 году. Разрешение на строительство пока не выдавалось». 
Зашла речь и о парке им. 300-летия Омска. 

«Для того чтобы парк обрёл завершённый вид, нужны инвесторы, - отметил мэр. - Первые заинтересованные отклики от потенциальных партнёров мы уже получили, сейчас ждём от инвесторов конкретных предложений».