Бунт недовольных пассажиров. Омичам не нравится новая маршрутная сеть

Пассажиры не довольны планами сокращения маршрутов и отдельных автобусов. © / Сергей Новицкий / АиФ

Причина такой реакции кроется в желании чиновников сократить ряд маршрутов и даже уменьшить непосредственно количество транспортных единиц.

   
   

В нашей стране уже давно известно, что всё мужское население страны способно играть в футбол гораздо лучше сборной команды, нечто похожее касается и транспортной отрасли: каждый омич считает, что уж он-то явно лучше директора департамента транспорта Алексея Мартыненко знает, как нужно реформировать маршрутную сеть. К сожалению, чаще всего реформаторский задор таких специалистов ограничивается желанием установить остановки в непосредственной близости от собственного жилого дома или рабочего места.

Разгрузим Маркса

В этом смысле труд специалистов из СПбГУ, которые и разрабатывали маршрутную сеть для нашего города, выглядит предпочтительнее: они старались учесть не личные интересы отдельных групп пассажиров, а улучшить инфраструктуру в целом. И как это не парадоксально звучит, но сокращение количества транспорта и отдельных маршрутов – настоящее благо для потребителя.

«Как правило, подвижной состав малого класса дублирует транспортные средства класса большого, что имеет негативные последствия и для перевозчиков, недополучающих прибыль, и для пассажиров. Мы же видим, как обслуживает пассажиров избыточный подвижной состав: автобусы не могут подъехать к остановочным пунктам, транспорт простаивает в пробках. Это серьёзно влияет на скорость его работы», – объясняет Алексей Мартыненко.

Для примера можно привести проспект Карла Маркса, по которому проходит более 1000 единиц пассажирского транспорта. В итоге все автобусы выстаиваются в единый состав из отдельных вагончиков-автобусов, и транспорт больше проводит в ожидании заезда в остановочный карман, нежели в движении по маршруту. В новой маршрутной сети количество рабочих маршрутов сокращается, благодаря чему коэффициент наложения маршрутных схем, то есть дублирования, существенно снижается.  Что сократит перегруженность центральных магистралей.

Более того, коэффициент пересадочности не вырастет, чего и боятся горожане, а даже незначительно уменьшится. Проще говоря, у людей будет больше возможностей доехать из пункта «А» в пункт «Б» без пересадок за счёт удлинения и объединения ряда маршрутов. За счёт сокращения пробок и ускорения потока, снижается и среднее время проведённое пассажирами в пути. В идеале это поможет сократить время ожидания транспорта на остановке: если автобусы смогут перемещаться быстрее и без пробок, то на каждый «круг» водители потратят гораздо меньше времени. Даже несмотря на то, что часть маршрутов значительно удлинится.

«Вспомним, какими были пробки, когда в городе работало масса старых «Газелей», но как только мы заставили их уйти с рынка – заторы значительно сократились. Причём без потери для пассажиропотока – предприниматели купили автобусы среднего и большого классов, что с лихвой компенсировало ситуацию. От внедряемых в новой маршрутной сети аналогичных принципов общая вместимость подвижного состава только вырастет. Сейчас мы можем перевести 105 тысяч пассажиров одномоментно, а будет 108 тысяч», - успокаивает омичей Мартыненко.

   
   

Без пробок из общественного транспорта соблюдать расписание и комфортные интервалы движения становится не такой уж сложной задачей. Что касается расстояний до остановок, то при разработке маршрутной сети каждый житель должен иметь остановку в пределах 500 метров, и этот принцип учитывается.

В интересах расписания

Расписание – это главное слово, которое нужно запомнить пока ещё недовольным потребителям. Если сейчас значительная часть частного транспорта работает, как бог на душу положит, то с появлением чёткого расписания водители-частники не будут создавать лишнюю конкуренцию друг другу в часы пик, как и не смогут уходить с маршрута раньше времени вечерами. В случае, если ведомству Алексея Мартыненко удастся гнуть свою линию до конца и заставить частников установить приборы с навигацией и выстроиться в единое расписание, негативные оценки работы транспортной инфраструктуры сойдут на нет. Если же коммерсанты в очередной раз найдут тысячу и одну причину этого избежать, то ни о каком порядке на городских магистралях речь не будет идти: ни с сокращением маршрутов, ни без него!

Единое расписание означает введение единого тарифа и для частников, и для «муниципалов». Пассажир не должен испытывать дискомфорта из-за формы собственности городского транспорта. Более того, пассажиры должны иметь возможность воспользоваться и проездными билетами, и льготными картами в любом автобусе. Что кстати крайне выгодно собственникам коммерческого автобусного парка.

В новой маршрутной сети воскреснет электрический транспорт: в МП «Электротранспорт» взяли курс на привлечение дополнительных кадров. Компания проводит обучение водителей трамваев и троллейбусов. К весне будущего года по 40 новых водителей придут на каждый вид транспорта. Задача руководства предприятия заключается в том, чтобы с привлечением новых водителей обеспечить работу троллейбусов и трамваев с 5 утра до 23 часов вечера, как это и должно быть. Проще говоря, в 19.00 троллейбусы с трафаретом «До Водников» будут попадаться значительно реже, а большая часть продолжит работать по действующему маршруту.

Плавный переход на новую маршрутную сеть намечен на лето 2018 года. В тёплые месяцы пассажиропоток традиционно самый низкий, поэтому организаторы надеются, что перемены пройдут гладко. Если же какие-то проблемы не удалось учесть теоретически, то создатели маршрутной сети из СПбГУ смогут внести оперативные коррективы. По условиям контракта эксперты ещё год будут осуществлять гарантийное обслуживание своего детища.