Буква к букве - и понятен характер. 23 января отмечается День почерка

Эксперт-графолог Александр Кулик текст изучает только с лупой. © / Александра Горбунова / АиФ-Омск

Праздник ручного письма или День почерка придумали производители пишущих принадлежностей. Ещё бы, в век сплошной компьютеризации, они запросто могут  остаться без работы. Например, в Финляндии с прошлого года детей в школах перестали учить письму, там посчитали достаточным делать записи печатными буквами. Аналогичная ситуация сложилась в Германии и США. В России тоже периодически поговаривают об отмене прописей. Можно ведь просто научиться навыкам беглого набора текста на клавиатуре, а не выводить крючки и палочки. О том, почему так важно уметь писать и как по почерку определить характер, корреспонденту omsk.aif.ru рассказал эксперт-графолог Александр Кулик.

   
   
Александр охотно встречается с омичами. Фото: Из личного архива

В школе учат писать всех одинаково, по прописям, но почему же потом все пишут по-разному? Да потому что все люди разные. Да и у учителей нет такой задачи сформировать у всех одинаковый почерк, дети должны научиться писать и писать достаточно разборчиво.

Почерковед и графолог

Оказывается, по начертанию букв определить пол и национальность практически невозможно,  нельзя с точностью до ста процентов понять по написанному тексту, левша его писал или правша. Если человек переучивается и после пишет другой рукой, то почерк остаётся прежним. Достоверно известно, что у родных почерки похожи, но не копии друг друга.

«Когда надо провести графологическую экспертизу, то делается это на нелинованном листе,  - говорит Александр Кулик.  - Текст нужно написать свой собственный,  ни в коем случае не стихотворный,  потому что рифма задает определённые рамки. Важно и то, чем пишет человек. Шариковая ручка предпочтительнее гелиевой, поскольку у гелиевой получается нечёткий контур, буквы получаются расплывчатые и полутона исчезают.  Кстати, очень часто встречаются в СМИ материалы, что графологи могут дать описание личности человека по семи основным характеристикам. Это неверно, признаков десятки».

Кстати, Александр просит не путать два направления изучения почерка. Это собственно почерковедение, которое занимается идентификация почерков, сличает их, и графология - это создание психологического портрета. Делается это при изучении размера букв, их наклону и форме, направлению, интенсивности нажима, характеру написания слов и так далее.

Мастер-класс «Почерк - зеркало души» в бизнес-инкубаторе. Фото: Из личного архива

«Мы работаем с почерком, который уже считается установившимся. Лет с 12. Отмечу, что сейчас всё чаще попадается почерк инфантильный, то есть порог взросления увеличивается. И детское написание букв можно встретить и у двадцатилетних, - делится эксперт-графолог. - Провести экспертизу просят кадровые службы предприятий и организаций. За рубежом человека не возьмут на работу без консультации графолога». 

Рукопись «Собаки Баскервилей»

Изучать почерки знаменитости, неважно на каком языке написаны тексты, лишь бы не иероглифы, очень интересно. В смысл не обязательно вдаваться, считают графологи. Важно не то, что написано, а как, важно, как передает рука на письмо мысль.

   
   

«Иногда сильно удивляешься характеристикам, - рассказывает Александр Кулик. - Например, по рукописям Достоевского видна очень интенсивная мозговая деятельность. Я писал статью про Конан Дойла, в открытом доступе нашел рукопись «Собаки Баскервилей». Работать было приятно, такой гармоничный почерк. Душа радовалась. Тем более, что сэр Артур тоже увлекался графологией, и он посчитал необходимым включить в детективные романы о Шерлоке Холмсе материалы об этом».

Графологу неважно, на каком языке написан текст. Фото: pixabay.com

Учатся на графологов в России в институте графоанализа Инессы Гольдберг, в других странах эту дисциплину изучают в высших учебных заведениях. Инесса уехала в Израиль, сейчас для многих она преподаёт науку виртуально. Учебная программа соответствует израильскому обществу научной графологии. Институт Гольдберг поддерживает стандарты и высокий уровень требований к ученикам.

«Нужно пройти три курса обучения, потом экзамены и диплом. Мы не берем на обучение всех подряд, всё  же у человека должен быть жизненный опыт, знания психологии. То есть это может быть человек 24-25 лет», - делится Александр.

Оценка персонала - основная область применения графологии. По одному слову да по строчке заключения не дадут. Порой пишут на исследовании по две-три страницы, на памяти эксперта от этой процедуры отказывались лишь дважды. Всё же человеку любопытно узнать о себе больше. Пишут люди и печатными буквами, порой используют два почерка. Иногда украшают лист, иногда буквы. Все эти вензеля потом под лупой рассматривают и дают заключение.

Диагноз по тексту

Внимательнейшим образом изучают графологи подписи. Среди услуг есть и разработка личного стиля. Звёздные автографы придуманы не просто так. Это визитка, знак идентификации. Лучше начинать свою подпись с имени, поскольку именно оно индивидуально. Фамилия относится больше к роду, а не к личности.

Используют графологию в медицине, например, по почерку ставят диагнозы. В Израиле это один из вспомогательных методов определения рака. В психотерапии применяют графотерапию, а корректировка почерка имеет лечебный эффект. 

В криминалистике работают почерковеды,  а вот графологическую экспертизу проводят для составления психологического портрета преступника. И суды принимают в качестве доказательной базы заключения графологов. Учитывают их мнение и при вынесении приговора.

«Я работаю и в школах с выпускниками, - добавляет Александр. - Профориентационная работа ведётся с применением метода графологического анализа. Часто обращаются супружеские пары и консультируются в вопросах совместимости. Правда, приходят тогда, когда уже есть проблема.  смотрят и требуют, ну мы же созданы друг для друга, скажите, что это так, а смотришь и думаешь, что это ну совсем не так».

Есть у графологов объяснение феномена самобытности почерков у врачей. Профессия такова, что им надо абстрагироваться. Как говорится, на всех сердца не хватит. В этом абстрагировании многие заходят слишком далеко.