Без слёз и крика. Как помочь малышу адаптироваться к детскому саду?

pixabay.com / pixabay.com

Казалось бы, чего проще: отвёл своё чадо в детский сад и занимаешься делами, а воспитатели с ребёнком поиграют и позанимаются, накормят и погуляют. Но нет. Зачастую малыш не согласен обходиться без мамы даже полчаса, а игры с другими детьми ему кажутся непривлекательными.

   
   

Что делать родителям в этом случае? Как рекомендует к. п. н., доцент Омского государственного педагогического университета Екатерина Намсинк, надо учиться договариваться.

Нужен ли ребёнку детский сад? Если да, то для чего? 

По мнению педагога, детский сад, прежде всего, необходим ребёнку для успешной социализации, расширения кругозора, развития и обогащения речи. Здесь ребёнок приобретает жизненный опыт, взрослеет, преодолевает детский эгоцентризм, учится устанавливать доверительные отношения, соблюдать правила поведения и режим дня. Ещё одна неоспоримая польза состоит в том, что мама получает возможность работать. Иногда ребёнку полезно побыть без родителей для того, чтобы соскучиться и почувствовать, как они для него важны.  

«Многих родителей пугает, что организованные дети чаще болеют. Но не стоит забывать, что в раннем и дошкольном детстве все болезни переносятся значительно легче. Кроме того, образовательный процесс в дошкольном учреждении включает обязательные компоненты, связанные с формированием гигиенических навыков, закаливанием, физическими упражнениями», – считает Екатерина Намсинк. 

Лайфхаки для родителей

Сегодня ни у кого из родителей не возникает сомнения, что детей необходимо готовить к школе, но о том, что нужно готовить к детскому саду, большинство матерей и отцов практически не задумывается. В то же время подготовка к дошкольному учреждению даже более важна, чем к поступлению в школу. Об этом и других аспектах дошкольное учреждение обязательно информирует родителей перед поступлением детей – обычно в феврале и августе в детских садах проходят родительские собрания. 

Что же происходит с ребёнком в момент поступления в детский сад?

«Прежде всего, неподготовленный ребёнок переживает сильнейший страх и стресс и, будучи не в силах с ним справиться самостоятельно, всячески демонстрирует нам, взрослым, наличие у него проблем. Страх ребёнка связан с новой обстановкой, незнакомыми людьми и отсутствием рядом близкого человека. Для неподготовленного ребёнка также могут быть характерны невротические реакции, тревожность, агрессивность, частые колебания настроения, подавленность, ухудшение состояния здоровья.

   
   

Ребёнок не может рассказать о том, что чувствует и переживает, но мы видим «зашифрованные послания» детей взрослым – бесконечные слёзы, истерики и постоянные болезни, – комментирует педагог. – Но малышу можно помочь олее мягко войти в пространство нового для него учреждения, достаточно быстро преодолеть адаптационный период».

Екатерина Викторовна рекомендует: «Говоря с малышом о поступлении в дошкольное учреждение, важно объяснить, что он уже совсем взрослый, поэтому так же, как когда-то его мама, папа, дедушка и бабушка, он теперь будет ходить в детский сад».

Пример для детей

Принятие решения о начале посещения ребёнком детского учреждения и ответственность за него – дело семьи. Здесь важна уверенность родителей в правильности собственных действий. Ведь видя наши сомнения и переживания, ребёнок тоже начинает тревожиться, тем самым создаётся благоприятная почва для его дальнейшей тяжелой адаптации. Здесь нужно быть на стороне ребёнка и действовать в его интересах.

Определиться с тем, готов ли малыш к детскому саду, поможет наблюдение за ним по нескольким параметрам: нормальное физическое и психическое развитие, наличие опыта разлуки с матерью и спокойное реагирование на ситуацию расставания с ней. Возраст поступления всегда индивидуален, что определяется состоянием здоровья ребёнка, его подготовленностью и адаптивными возможностями. Бывает так, что дети до двух лет адаптируются легче, чем ребята после 3,5 лет.

Время и место

Бесспорно, что детский сад стоит выбирать, по возможности, ближе к дому, с доброжелательной атмосферой. Но тут уж, как получится. В любом случае с воспитателями лучше познакомиться и договориться обо всем заранее.

Ещё один совет педагога: важно продумать время поступления. Чаще всего ребёнка приводят в детский сад в конце августа – начале сентября. Но каково же детям попадать в обстановку, где множество страдающих и плачущих сверстников? 

Педагоги и психологи предлагают множество сценариев плавного вхождения малыша в группу. Вариантами здесь могут служить и адаптационные группы кратковременного пребывания, где с мамами и малышами занимаются специалисты (педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель), а также знакомство с детским садом во время прогулки, куда малыша мама специально приводит и затем забирает домой. Можно начать посещение с весны, потом сделать перерыв на лето. Хороший вариант – первоначальное посещение дошкольного учреждения ребёнком  на несколько часов.

Режим и базовые навыки

Для успешной подготовки ребёнка к дошкольному учреждению первым делом нужно дома соблюдать режим детского сада. Представьте себе ситуацию, когда сонного ребёнка пытаются накормить, голодного ведут на прогулку или занятие, укладывают спать тогда, когда он этого не хочет. Поэтому составляем режим, а также знакомим детей с теми блюдами, которые подаются в детском саду. Меню детского сада должно быть малышу знакомым и привычным, иначе есть риск, что придя в детский сад он откажется от питания.

Вторым важным пунктом выступает начальная сформированность у малыша навыков самообслуживания. Пользование горшком, носовым платком, полотенцем, самостоятельное одевание, приём пищи, умываниеание   - важные навыки, которые очень важно начать формировать в семье.

«Конечно, если малыш не умеет делать что-то из перечисленного, он сможет ходить в детский сад, но его адаптация будет проходить сложнее, – предупредила Екатерина Викторовна. –  Поиграйте с малышом в одевание. Пусть дома ребёнок видит картинки, подсказывающие ему алгоритм, тренируется одевать и раздевать куклу в определённой последовательности. Стимулируйте стремление ребёнка самостоятельно есть, умываться, одеваться, убирать игрушки. Научите ребёнка играть, рисовать – все это поможет ему в детском саду».

По мнению специалиста, очень помогают ребёнку и способность обратиться к взрослому с просьбой и умение заняться делом или игрой самостоятельно и навык уборки игрушек, своих вещей на место. Поэтому как можно раньше нужно приучить детей к порядку, сделать так, чтобы полученные навыки стали его привычками.

Расскажу и покажу

Следующий совет: для того, чтобы ребёнок не боялся детского сада, нужно о нём рассказывать и показывать. Можно сходить в детское учреждение на экскурсию, посмотреть, как дети вместе играют. Поиграть с малышом в детский сад, почитать стихи и рассказы.

Собираясь оставить ребёнка в детском саду одного впервые, необходимо предварительно настроить его: «Завтра  ты пойдёшь в детский сад. Поиграешь с детками на участке, и я за тобой приду». Не говорите слова «скоро», а лучше используйте такой вариант: «Погуляешь, поешь, а когда проснешься, я приду за тобой».

Итак, собираясь отдать ребёнка в детский сад, главное – убедиться, что он готов к переменам и его не пугают новые места и знакомства.