Астрономия и деньги для Колчака. В Омске жил и работал знаменитый учёный

Как крестьянский сын стал крупным учёным и генерал - майором, печатал деньги для Колчака, а потом стал красным военспецом и профессором в советском вузе? Почему улица Астрономическая находится на территории аграрного университета, и кто спасал Пулковскую обсерваторию в годы Великой Отечественной войны? Все эти вопросы относятся к личности одного человека – его зовут Никифор Демьянович Павлов.

   
   

Его жизнь и судьбу изучали кандидат исторических наук, начальник отдела ОГИКМ Ольга Блинова и кандидат исторических наук, главный архивистИсторического архива Омской области, доцент ОмГТУ Дмитрий Петин. Материал об этом опубликован в журнале «Вестник Омского университета» (серия «Исторические науки»).

К вопросу о профессии

Павлов был геодезистом, картографом и топографом. Для человека 21 века эти профессии кажутся архаичными, но благодаря именно этим специалистам была изучена Сибирь. Они не работали в кабинетах, больше в поле, в тайге, на скалистых отрогах и горных кручах юго-восточной зоны, во льдах северных широт; в зной и мороз. Им нужно было составить точную геодезическую сеть обширной территории. достаточно взглянуть на цифры: из 17 млн кв. км территорий, ныне занимаемых Российской Федерацией, Сибирь с Дальним Востоком составляет 13,1 млн.

Это позже появятся космические спутники и дроны, гидролокаторы для измерения речных глубин и современное электронное оборудование, во времена Павлова такого не было. Болота, пустыни, тайгу они прошли, проползли, заглянули под каждый куст. Это описал в своей книжке Владимир Арсентьев – помните Дерсу Узала? Автор был топографом, как и Никифор Демьянович Павлов.

В их задачу входило проведение маршрутной съёмки, а попутно они собирали и научные материалы о флоре и фауне, геологии, рельефе, о народах, которые жили в этих местах. Часто военные топографы были первыми исследователями, побывавшими в отдалённых уголках Сибири, и первыми, кто в своих отчётах и публикациях дал достоверную информацию о неизвестных территориях и коренном населении.

Этими работами заведовали военные – в Омске был создан военно-топографический отдел штаба Западно-Сибирского военного округа. Все это было неслучайно: «попутным» направлением в работе военных топографов (особенно в приграничных районах) была разведка. Павлов в итоге достиг немалых чинов.  Он – выслуживший в личные дворяне генерал-майор царского периода и заслуженный деятель науки РСФСР, основатель научной школы. О его открытиях пишут так: «Основные труды посвящены вопросам триангуляции и определения силы тяжести. В 1912 разработал способ определения поправки часов, применяемый при работах на Севере»

Крестьянский сын с погонами офицера

Он родился в 17 февраля 1867 года в селе Алисово Фатежского уезда Курской губернии. Был крестьянским сыном. Оказался весьма способным к учению, особенно, точным наукам. Сельскую школу окончил с отличием, лет с 12-ти служил писарем. В 1884 году он поступил в Курское землемерное училище, затем в Военно-топографическом училище в Санкт-Петербурге. Такая социальная мобильность в те годы была просто поразительным взлетом! В 1890-1894 годах Никифор Павлов был производителем топографических работ в Управление съёмки Санкт-Петербургской губернии и Финляндии. Тяга к знаниям была велика, профессия требовала постоянного совершенствования и пополнения знаний. Он поступает на геодезическое отделение Николаевской академии Генерального штаба. После два года служит в Пулковской обсерватории. Знал бы он тогда, что с ней будет связана жизнь его сына Николая Никифоровича.    
   

Уже в начале 20 века Павлов служит в военно-топографическом отделе Главного штаба, где слывёт новатором и изобретателем. В 1903 году он начал службу в Сибири, сначала производителем астрономических работ, а затем штаб-офицером. В это время он изучает Алтай, Саяны, Северную Манчжурию, Степной край. Он принимал участие в экспедициях по всему Зауралью, но в 1907 году был ненадолго переведён на Кавказ.


В задачу топографа входило проведение маршрутной съёмки, а попутно учёные собирали и научные материалы о флоре и фауне, геологии, рельефе, о народах, которые жили в этих местах.


Уже в 1908 году Никифор Демьянович в чине полковника прибыл в Омск и стал начальником военно-топографического отдела, немало усовершенствовав его. Под его руководством была организована единственная в Сибири метрологическая лаборатория. Благодаря ей был усовершенствован базисный прибор Эварда Едерина, который используют для высокоточных линейных измерений. Кстати, Павлов организовал сейсмическую станцию, включённую в международную сеть, которая работала до 1917 года.

Императорское географическое

Как бы сейчас сказали, деятельность топографов и геодезистов была многопрофильной. Мало того, что они сформировали инженерные силы региона, интеллектуальную часть, то были образованнейшие люди своей эпохи, её элитой. Служебную деятельность сочетали с общественной, были блестящими популяризаторами. Павлов вступил в члены Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества, впоследствии стал его председателем.

Его лекции по астрономии привлекали внимание простой публики, он читал доклады о звёздах, земле. Принимал участие в первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной выставке, которая состоялась в 1911 году в Омске. Небывалое для города мероприятие, число участников составило почти 70 тысяч человек, когда как население на тот момент насчитывало чуть более 130 тысяч. Свыше тысячи крупных предприятий, фирм и компаний представили свои экспонаты – это были новейшие достижения науки и техники того времени. Никифор Павлов на том мероприятии демонстрировал полуденные солнечные часы. Ему вручили за них серебряную медаль. Военно-топографический отдел, представлявший собрание карт, планов, чертежей, получил почётный диплом. В 1913 году Никифор Демьянович получил чин генерал-майора.

На службе двух правительств

Октябрьская революция принесла много хлопот Павлову. Военно-топографическое управление Генерального штаба из Петрограда отправило именно в Омск уникальные приборы для точных геодезических и астрономических работ, а также три тысячи медных досок с гравюрами топографических карт. Считалось это национальным достоянием.

Советская власть, продержавшаяся совсем чуть - чуть, оставила его во главе отдела. Потом его обвинят в пособничестве. «По приказанию командующего Сибирской армией генерал-майора А. Н. Гришина-Алмазова 20 августа 1918 года Павлов был привлечён к ответственности как «скрытый большевик», за службу советской власти. Но Никифор Демьянович, заявивший следственной комиссии, что «никому не служил, а служил делу», вскоре был отпущен, - пишут Ольга Блинова и Дмитрий Петин в своём исследовании. - Впоследствии он занимал высокие административные посты в военно-топографической службе Сибирской армии».

В сентябре-октябре 1918 года по заданию Временного Сибирского правительства он организовал производство «сибирских» бумажных денег – у военных топографов для этого было и оборудование, и специалисты.

При белых генерал Павлов получил пост начальника военных топографов Сибири, а  с апреля 1919–го – начальника военно-топографического отдела Главного штаба.

В ноябре 1919 года Павлов получил приказ об эвакуации военно-топографического отдела в Иркутск, но поезд доехал лишь до станции Захолустное (ныне ст. Лесная Поляна, 97,5 км к западу от Новосибирска). Благодаря его характеру и авторитету, удалось спасти от разграбления уникальные приборы, карты. Он запретил покидать вагоны кому бы то ни было. Учитывая его заслуги и имя, Павлову предлагали покинуть поезд и уехать. На что тот ответил категорическим отказом. После их захватили части 5-й армии и вернули в Омск.


Следственной комиссии Никифор Демьянович Павлов заявил, что «никому не служил, а служил делу».


Конечно, он прошёл проверку ЧК, но как специалист был весьма необходим новому государству. Павлова назначают на уже привычную ему должность начальника Омского военно-топографического отдела. В 1921 году он занимает пост начальника Сибирского военно-топографического управления Красной армии. Но военная карьера Павлова на стороне большевиков не задалась. Секретным приказом в числе ряда военспецов по политическим мотивам он был уволен (можно сказать показательно) 22 февраля 1924 года – в канун праздника Красной армии.

Профессор сельхозинститута

Но такой специалист, как Павлов, не остался не удел – перед ним открывалось гражданское поприще. В Сибирский институт сельского хозяйства и лесоводства он был приглашён на работу ещё в 1918 году. В 1924 году стал заведовать кафедрой высшей геодезии. Последние годы возглавлял землеустроительный факультет. Об этом говорят сейчас, как о подвиге – из-за нехватки специалистов тот был на грани ликвидации. Павлов создал обсерваторию и радиостанцию, был организатором летней практики студентов. И, по-прежнему, занимался наукой. Его цитировали различные зарубежные издания, например, в работах международной палаты мер и весов.

Здание Омского государственного аграрного университета. Здесь преподавал Павлов. Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны

До последнего, как полагает военному человеку, Никифор Демьянович был в строю. Уже, не будучи в силах прийти на работу по болезни, он консультировал своих студентов-дипломников, у себя дома. Он умер 19 июня 1929 года от воспаления лёгких и был похоронен на кладбище на территории сельскохозяйственного института. А вскоре в Омском сельхозе состоялся первый выпуск инженеров-геодезистов. Могила великого ученого до сих пор существует на уже закрытом погосте. Старожилы говорили, что проводит в последний путь профессора Павлова пришло огромное количество людей – Подчеркивают Ольга Блинова и Дмитрий Петин.

Могила Никифора Дамьяновича Павлова на законсервированном кладбище. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Надо сказать несколько слов о его сыне – Николае. Тот пошёл по стопам своего родителя, судьбу имел не менее примечательную. Родился в 1902 году, учился в Омском кадетском корпусе. По распоряжению Колчака корпус был эвакуирован во Владивосток. Непродолжительно юноша послужил в войсках атамана Семенова. Гражданская война была уже на излёте, вернуться к родителям юному Николаю Никифоровичу стоило больших трудов и серьёзных опасностей. В 1926 году он уедет в Пулково, в обсерваторию. Возглавит Службу времени. В 1941 году спасал материал, архивы, оборудование от бомбёжек, в блокаду жил в Ленинграде и трудился над своей докторской диссертацией. Заболел алиментарной дистрофией и был эвакуирован одним из последних пулковчан. После занимался восстановлением разрушенного хозяйства обсерватории. Его вклад в науку считают выдающимся, особенно, в исследования по вращению Земли. В космосе, кстати, есть малая планета, названная Pavlov - в честь Николая Никифоровича.