Конструктор Павел Погарский вместе с коллегами снова установил на электролёте двойной рекорд по дальности и времени полёта, испытав новый двигатель. Новое достижение позволит существенно продвинуться в создании беспилотных аппаратов для аэрофотосъемки, охраны и мониторинга чрезвычайных происшествий.
Созданием специализированного электродвигателя для малых беспилотников специалисты лаборатории занялись совместно с омским ООО «Микроприбор». Предприятие занимается разработкой и изготовлением электрических установок, электродвигателей для ракетно-космической промышленности. Весной этого года новое оборудование прошло тестовые испытания. Затем его установили на рекордный электролёт, провели ряд экспериментов по адаптации и подбору всех компонентов. После нескольких попыток удалось установить два рекорда России и превзойти прошлогодние показатели приблизительно в полтора раза. Так, в 2012 году продолжительность полёта составила 4 часа 23 минуты, дальность – 98 км 200 м, в этом – 5 часов 56 минут 28 секунд и 142 км 400 м соответственно.
В мороз и стужу жгучую
Основная идея этих рекордов заключается в том, что они впервые устанавливаются именно на отечественном электродвигателе, специально разработанном для малых беспилотных летательных аппаратов. Установят его на беспилотник ПП-45, который в 2011 году занял второе место на ВТТВ. Модифицированный и улучшенный вариант аппарата будет продемонстрирован как на стенде, так и в полёте на выставке в этом году.
Многие предприятия делают упор на увеличение времени продолжительности полёта малых беспилотных летательных аппаратов, работают в этом направлении Америка и Израиль. Для этого создаются специальные двигатели и топливные элементы, плоскости крыльев обклеиваются солнечными батареями. В результате основной аккумулятор получает дополнительную подпитку, увеличивается продолжительность полёта. Омичи же хотят получить специальный двигатель. Он создаётся по повышенному классу защищённости и приспосабливается для эксплуатации в жёстких погодных условиях, что крайне важно для Сибири и Севера.
– Большинство российских разработчиков создают свои беспилотные летательные аппараты, основываясь на зарубежных комплектующих, в том числе и электродвигателях. У нас в стране созданием последних практически никто не занимается. То есть, у нас – одна из первых специализированных электрических силовых установок, которую мы готовы предлагать. Надо стремиться, чтобы всё в идеале было отечественным, иначе, в случае особых ситуаций, мы будем зависеть от всего западного, – рассказывает Павел Погарский, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Малые беспилотные аппараты» ОмГТУ.
На добровольных началах
Воздушное пространство до сих пор официально закрыто для беспилотников, особенно гражданского назначения. Получить новые данные для геодезии и картографии – большая проблема. Чтобы осуществить разовый полёт, нужно пройти множество согласований.
Также на сегодня официально в России нет структуры, которая бы регистрировала рекорды по беспилотным летательным аппаратам. Есть Федерация авиационных видов спорта России, куда подаются заявки, и Комитет по рекордным авиамоделям, который их рассматривает. После чего проходится согласование на попытку в классе электролётов категории F-5-S. Первый этап омичи прошли – рекорд поставлен, зафиксирован и зарегистрирован, документы прошли первичное рассмотрение. Предстоит оформление всего пакета: по комплекту отправится в три инстанции. В каждом порядка 30 страниц описания и фотографий.
– В России по нашему направлению очень много проблем, начиная от недостатка финансирования. Его получают крупные корпорации, проходят годы, а результаты – отрицательные. Лаборатория и предприятие «Микроприбор» работают по собственной инициативе, не получая со стороны ни копейки. Многие потенциальные заказчики обращаются, не имея полного представления о стоимости и сложности работ. Для того, чтобы выполнить их задачи по видеосъемке, иногда и тепловизионной, которая сейчас является новым направлением и в то же время больным местом, требуются значительные средства, – признаётся конструктор.
Омские разработчики уже планируют будущие рекорды и теоретически просчитали, как пролететь 8 часов, то есть ещё в полтора раза увеличить показатель. По их собственному признанию, для этого в нужном объёме требуются три параметра: время, деньги и удача.
Смотрите также:
- Предприниматели продемонстрировали новые разработки «Газпрому» →
- Теплодатчики для российских танков теперь будут делать в Омске →
- Отстрелялись →