«Папочка, я горжусь тобой». Сироты войны пишут письма своим отцам

Дети военных вспоминают погиших отцов. © / www.russianlook.com

Письмо Луизы Красильниковой отцу Ивану Красильникову:

   
   

«Мне было два с половиной года, а сестре – полтора месяца, когда ты в первые дни войны уходил на фронт. Мы жили тогда на севере Урала, в городе Карпинске. Туда приходили твои письма и военные фотографии. Мама читала нам их вслух, заливаясь слезами. И я хорошо запомнила твой наказ: «Береги дочек!».

«Не забывай меня»

Однажды от тебя пришло сообщение, что ты будешь несколько дней в Нижнем Тагиле и просишь маму приехать. Она часто вспоминала эту встречу, как и ещё одну, когда ты приехал неожиданно, глубокой ночью, а утром снова отправился в путь. Мне до сих пор памятна наша последняя встреча, твои ласковые крепкие руки, твои поцелуи. Мне было уже пять лет, и я кое-что понимала. «Моя любимая доченька, – говорил ты на прощанье, – не забывай меня».

Папочка, дорогой, в марте 1944 года к нам в дом пришла горькая весть о твоей гибели. С тех пор в моей душе незаживающая рана. Маму это известие подкосило, и только страх за детей дал силы ей не сломаться окончательно. Мне уже 76 лет, а тебе было всего 34. Мама долго надеялась, что ты всё-таки жив, а похоронка – это ошибка. В День Победы 1945 года мы все горько плакали, потому что тебя не было рядом. Шли годы, а от тебя никаких вестей. Над нашей с сестрой кроватью висел твой фотопортрет – ты смотрел на нас строго, но в то же время с любовью. Просыпаясь, мы встречались с твоим взглядом, под этот взгляд и засыпали.

Иван Красильников. Фото: Из личного архива

Хотела тебя найти

Повзрослев и окончив журфак университета в Свердловске, я пыталась узнать, где ты похоронен. Сама похоронная затерялась, но мама помнила, что это Гомельская область, Березовский район. Я начала переписку с областным и райвоенкоматами, поисковыми отрядами школ, но ответ приходил один и тот же – в списках погибших на Гомельщине не значится. В областной газете «Ленинское знамя» города Петропавловска Северо-Казахстанской области, где я работала после университета, мы много писали об участниках Великой Отечественной войны. Однажды с группой ветеранов 314-й стрелкой дивизии, которая была сформирована в Петропавловске, я ездила по местам их боёв. Это Ленинградская область, города Подпорожье и Лодейное Поле. С нами ездили несколько человек, чтобы почтить память своих отцов, похороненных в братской могиле в тех местах.

И меня постоянно грызла совесть – я-то не могу поклониться праху отца, положить цветы на его могилу и сказать: «Папочка, я тебя помню, я горжусь тобой!» И только в год 40-летия Победы, в 1985-м году, когда Министерство обороны СССР открыло архивы с данными на весь офицерский состав, на мой запрос пришёл ответ, прояснивший время твоей гибели и место захоронения. Просто за послевоенные годы поменялись административные границы двух областей, и искать надо было в Могилёвской области, Быховском районе.

Многострадальная земля

Я списалась с райвоенкоматом, мне подтвердили эти данные и пригласили на открытие персонального памятника тебе в деревне Яново, где 29 февраля 1944 года погибла вся команда артбатареи, которой командовал старший лейтенант Иван Красильников. В этих местах проходила линия обороны, шли ожесточённые бои, наши войска готовились к наступлению по всему фронту, но в тот день было особенно напряжённо. Немцы не жалели снарядов, и один угодил в твою артбатарею. Об этом я узнала из письма Минобороны и жителей деревни Яново.

   
   

В километре от неё благодарные быховчане в память о советских солдатах, освобождавших эти края от немецко-фашистских захватчиков, соорудили рукотворный курган с горельефами Героев Советского Союза. С тех пор я постоянно поддерживаю связь с журналистами районной Быховской газеты, краеведческим музеем. Твоё имя, папочка, занесено в Книгу Памяти Быховского района Белоруссии, а также в Книгу Памяти Оханского района Пермского края – это твоя родина. Трижды я была на твоей могиле с мужем. Каждый год поздравляю быховчан с Днём Победы. Эта многострадальная земля, ставшая местом упокоения наших отцов, нам особенно дорога.

Папочка! Мама выполнила твой наказ – сберегла своих дочек. Она любила нас за себя и за тебя. Память о тебе в семье хранилась свято. Особенно мой сын Серёжа, не зная своего деда, питал к нему глубокие чувства, в школе гордился им и очень любил рисовать советские танки. Я получила высшее образование, 30 лет отработала в областной газете «Ленинское знамя», сестра окончила строительное училище, затем бухгалтерские курсы. У тебя четыре внука, два правнука и правнучка. К сожалению, двое внуков уже ушли из жизни, как и моя сестра, и моя мама, Нина Афанасьевна. Царство им всем небесное! Папа, дорогой, ты в моём сердце всегда!».

Смотрите также: