Спор за 2 рубля: омские перевозчики не спешат снижать плату за проезд

Цена за проезд в маршрутке не изменится ещё месяц. © / Александра Горбунова / АиФ

Омский областной суд признал недействительным приказ Региональной энергетической от 10.09.2014 № 117/45 «Об установлении предельного тарифа на перевозку пассажиров в автобусах малого и особо малого класса в городском сообщении (город Омск)» ещё в конце января. По нему цена билета не должны была превышать 22 руб., но все мы ездили за 20 руб. Автоматически законным снова должен был стать предыдущий приказ от 10.01.2013 №1/1, согласно которому стоимость проезда в маршрутных такси не должна превышать 18 руб. 

   
   

Хотел как лучше

Мы бы уже получали в маршрутках два рубля сдачи с двадцати, если бы решение суда никто не оспорил. Первым апелляционную жалобу в Верховный суд России подал правозащитник Валентин Кузнецов. Он посчитал, что приказ РЭК должен быть признан недействительным с момента издания, а не с момента вступления в законную силу решения суда. Таким образом, он только усугубил бы ситуацию – его жалоба бы только замедлила процесс, что на руку как раз перевозчикам, но правозащитник передумал. Однако практически в последний момент, всё в тот же Верховный суд обратился со своей апелляцией уже один из омских перевозчиков – индивидуальный предприниматель Алексей Соловьев. Его жалобу зарегистрировали в пятницу, 27 февраля.

Сейчас специалисты РЭК занимаются разработкой новой методики расчёта тарифов, которая будет основываться на предоставлении перевозчиками фактических данных. Уже в середине этого месяца проект обсудят на заседании Общественного совета при РЭК.

– Изначально нашей методологией были заложены плановые цифры – учтены договоры не действующие, а плановые на будущий период. Общественность возмутилась, было предписание прокуратуры. Проанализировали опыт ряда регионов, везде ситуация разная. Но в большинстве тариф складывается по фактическим данным – то, что от нас требует общественность и прокуратура, – рассказывает Людмила Соколова, заместитель руководителя РЭК Омской области. – Если перевозчики уверяют, что себестоимость поднимается, они должны это показать. Если у транспортных предприятий чётко ведётся бухгалтерская отчётность, видно каждую цифру, то у предпринимателей такого нет. Да, они не обязаны вести бухгалтерскую налоговую отчётность. Но так как вид деятельности – это услуга социальная, и она регулируемая.

Заложники ситуации

Однако предприниматели говорят о том, что возникает противоречие. По закону они могут работать по специальным налоговым учётам и не вести бухгалтерский учёт. А методика требовала предоставить всю затратную часть.

– Зачем нужны расчёты? – недоумевает Владимир Геворгян, председатель организации «Омские перевозчики». – Есть постановление мэра о маршрутной сети и решение горсовета, в соответствии с которым должен пройти конкурс. Разыграны маршруты, по его результатам администрация разработала расписание. В нём чётко написано, сколько я должен проехать километров и выполнить рейсов. Вот она методика, от этого нужно оттолкнуться. Я еду, трачу топливо, масло, запчасти, резин, плачу зарплату, налоги с неё и со своей деятельности. Есть маршрутная сеть, расписание, график, количество транспорта, время работы. То, что от нас просят – сколько стоят запчасти и топливо – мы предоставим. Много контролирующих органов, а свести воедино данные никто не хочет.

Также предприниматели считают, что они стали заложниками ситуации, в которой отсутствует процедура и методология принятия тарифов. Если тариф всё-таки изменится в сторону уменьшения, то они не смогут осуществлять лизинговые платежи, выплачивать кредиты. Ведь они покупали новый подвижной состав согласно условиям конкурса, ориентируясь на сформированный тариф. При этом параллельно растут цены на топливо, ГСМ, запчасти. 

   
   

В тоже время все говорят о социальной значимости вопроса. Так и РЭК в суде согласилась с необходимостью отмены своего приказа, посчитав, что в связи со сложной экономической ситуацией в стране не стоит настаивать на решении, ухудшающем положение населения. Предприниматели уверены, что логики в этом нет – идёт обычная подмена понятий. И социальный аспект здесь ни при чём. Есть стоимость проезда, есть тариф. Они готовы возить и за 18 руб., и за 10 руб. Нужно искать возможность оплачивать межтарифную разницу. А бизнесмены, выполняя работу, должны получать за эту работу деньги.

Уехать можно и за 16 рублей

Положительных перспектив в уменьшении тарифа не видят и специалисты мэрии. С перевозчиками соглашается Игорь Кожухов, начальник отдела перевозок департамента транспорта. Он считает, что решение суда тормозит развитие пассажирского транспорта в Омске.

– Понижение тарифа – на сегодняшний день это, конечно, социально-значимое решение для населения. Но как специалисты мы понимаем, что через год, два, три это приведёт к серьёзным последствиям. Не будет развития частного транспорта, потому что предприниматели сегодня не готовы при существующих условиях покупать большие автобусы. В конце концов, это всё приведёт к тому, что мы будем пользоваться ещё много лет газелями, которые сегодня устарели и морально, и физически. 

Пока апелляционную жалобу предпринимателя Соловьёва будет рассматривать Верховный суд, а это 1-3 месяца, у РЭК, властей и перевозчиков есть время для того, чтобы найти компромисс, определить новую методологию и по ней сформировать новый тариф. 

Тем временем на фоне всех этих споров за два рубля предприятие «АвтоСила-55», которое возит по маршруту №20 в том числе и омичей с льготами и проездными, для всех остальных выпустило дисконтные карты. Карта даёт клиентами этого частного перевозчика скидку на проезд в 2 руб., то есть поездка обходится с ней в 16 руб. Стоит бессрочная карта 10 руб., и купить её можно у кондуктора. Количество поездок не ограничено.

Смотрите также: