В этом материале, посвящённом предстоящему юбилею победы в Великой Отечественной войне, мы снова вспоминаем тех, кто не вернулся с фронта.
Письмо Сергея Кульневича отцу Василию Кульневичу:
Я хорошо помню осень 1944 года, когда мы провожали тебя на фронт. Подвода была загружена вещмешками, а мы с тобой шли рядом пешком и вспоминали, что пришлось пережить нашей семье в период немецко-фашистской оккупации. Вы не могли согласиться с немецкими порядками, когда без суда и следствия фашисты расстреливали односельчан, угоняли в Германию, забирали скот, зерно, сжигали хаты. С особой озабоченностью ты, папа, наказывал мне беречь маму, так как она ждала четвёртого ребёнка.
Я об этом всегда помнил, старался, как только мог, помогать маме растить младших братьев Витю и Лёню и маленькую твою дочь Галину. Особенно трудно было обрабатывать землю. Но ничего, освоили все виды работ на радость нашей милой маме. Она гордилась тем, что мы мужали, становились ответственными за жизнь нашей семьи. Нам очень хотелось, чтобы ты, когда вернёшься домой после разгрома врага, нам сказал: «Молодцы, сыновья, надежды мои вы оправдали».
Надежды мы оправдали, но, к сожалению, слова похвалы мы слышали только во снах и мечтах. Война с нашей семьёй поступила действительно жестоко. Тяжёлым испытанием для всех нас было время, когда после Победы начали возвращаться домой односельчане. Мама встречалась с каждым солдатом и спрашивала: «Не видел ли моего Васю?». Она и мы, дети, очень много плакали. Мама ждала тебя до последнего дня своей жизни.
Сейчас мне 82 года. У меня прекрасная семья, с женой Валентиной живём более 60 лет, воспитали сына Виктора (кадровый офицер советской армии). Дочь Надежда - педагог. Растут три внука, три правнука - Женя, Артём и Саша, правнучка Арина. Мне хочется, отец, ещё раз сказать, что твои дети достойно оправдали твоё доверие, надежды. Ты имеешь право гордиться нами, честно смотреть людям в глаза за достойных тебя детей.
Прощай, отец! Мы тебя помним и любим, родной наш папа.
Письмо Надежды Михайловой отцу Ивану Щеулову:
Дорогой, милый папочка!
Это я, твоя доченька Надёночка (мне старший брат говорил, что ты так любил меня называть). Так уж получилось, что 8 марта 1941 года я родилась, а в январе 1942 года ты был призван Бердюжским РВК на проклятую войну, я была счастлива с тобой только 10 месяцев.
Письма от тебя, папочка, с войны не приходили. Наша деревня была в глухом месте, за письмом нужно было идти 32 км до райцентра и оттуда 32 км. Мама ходила раз в месяц, но писем не было. Папа, если бы ты знал, как дети и мама ждали тебя! Позднее мне рассказывали старшие братья и сёстры, как весь 1943 год мама каждый день выходила из дома встречать тебя. И так до мая 1944 года. А в мае 1944 года получили похоронку, где было написано, что ты погиб. Папа, милый, лучше бы похоронку не приносили, мы бы ждали, и было бы легче. Получив похоронку, мама сразу слегла, а мы, голодные дети, рвали молоденькую травку и ели, запивая водой из озера.
Папочка, милый! Ты самый хороший, самый красивый, у меня сохранился твой портрет. Когда мне бывает тяжело, я подхожу к твоему портрету и прошу: «Папочка, милый, помолись за меня и помоги мне!».
Папочка, милый, многие отцы вернулись домой к детям, есть и те, которые сейчас живут с папами-участниками войны, а нам, у кого папы не вернулись, помощи от государства никогда не было и нет. Папа, милый, я не жалуюсь, я говорю истинную правду.
Папочка, а ты знаешь, я и сейчас работаю в комитете ветеранов войны и военной службы Ленинского округа Омска, часто общаюсь с участниками войны, и всегда у меня появляются мысли: «А не с моим ли папой вы воевали?». Только, слава Богу, этому ветерану посчастливилось вернуться с войны живым…Папочка, низкий тебе поклон.
Смотрите также:
- «Папочка, я горжусь тобой». Сироты войны пишут письма своим отцам →
- Письма в прошлое. Строчки для тех, кто не вернулся с войны →
- «Пишу как живому». Неоконченное письмо отцу на фронт →