Многочисленные форумы о социальном предпринимательстве, проходящие в Омске и привлекающие внимание мировой общественности, невольно вызывают вопросы: мы тут, в Сибири, знаем что-то о бизнесе, чего не знают в других странах?
Что интересует «девочек за 50»?
То и дело слышу про социальное предпринимательство. Но говорят только про частные детские сады и пансионаты для пожилых людей. Неужели в Омске больше не могут придумать, куда вложить деньги?
Социальное предпринимательство во всём мире, что называется, в тренде. О нём принято говорить, всячески одобрять и поощрять. В социальном бизнесе людьми руководит не жажда наживы, а личные мотивы. Пальму первенства в сфере такого предпринимательства с человеческим лицом действительно занимают частные детские сады, что, в связи с проблемой очерёдности в дошкольные образовательные учреждения конкретно в нашем городе, удивления не вызывает. Однако есть и другие ниши, которые пытаются занимать бизнесмены. Выгоды от эксклюзивных направлений (впрочем, как и от самых обычных) немного. Но тут бизнесмены отмечают, что в социальные предприниматели в идеале нужно идти тогда, когда у тебя за плечами есть несколько успешных проектов и ты наконец-то можешь заняться бизнесом для души. Омичка Ирина Мартынова, директор школы фитнеса «Адреналин», второй год воплощает в своём спортивном центре соцпроект «Девочки за 50».
«Социальные группы - некая отдушина, - говорит Ирина. - Мы видим результат своей работы и получаем от этого удовольствие. У нас разработаны спортивные программы для людей с гипертонией, астмой, артрозами… Как-то ко мне стали обращаться пожилые люди, с которыми в других фитнес-клубах работать никто не хотел, и я поняла, что надо вводить социальные группы. Сделала абонемент за половину обычной цены, набрала «девочек». Только финансирования никакого. Мы - спортивное учреждение, и ни под какие программы не попадаем. Я окончила школу социального предпринимательства, чтобы подать заявку на участие в столичном конкурсе на получение беспроцентного кредита на развитие бизнеса. Я уже куда только не писала по этому поводу, вплоть до губернатора нашего. А толку? Денег не хватает».
Почему так мало?
Можно ли заниматься социальным предпринимательством в Омске в сфере культуры? Ведь на развитие этого бизнеса из бюджета государства поступает менее 3%. Разве это не крохи?
Справедливости ради надо сказать, что детскими садами и пансионатами наш регион не ограничивается. Чего только стоит театр-матрёшка из Кормиловки! Чем не социальный бизнес в сфере культуры? «АиФ в Омске» уже писал о том, как местный житель Владимир Булавин, бывший актёр «Арлекина», построил своими руками необычный детский кукольный театр в виде огромной традиционной русской куклы.
«Поначалу планировал сделать конструкцию из металлопрофиля, но она была бы очень тяжёлая, - комментирует Владимир. - А из стеклопластика при желании можно сделать любую форму. Конечно, сейчас детали производят на станках, я же все 20 деталей сделал вручную. Взял кредит в банке под собственное дело и ещё 135 тыссяч рублей мне дал центр занятости. На эти деньги купил кондиционер, биотуалет, кулер, оборудовал мягкую игровую зону для зрителей. Но я просто не представлял себе, что это такое в действительности, какой это тяжкий труд…»
Кстати, недавно матрёшку показали в городе в рамках форума «Омская область - регион социальной активности».
Можно ли заработать?
Хочу заняться социальным бизнесом. Будут ли субсидии и можно ли на этом реально заработать? Сколько человек в год выпускает «Школа социального предпринимательства»?
Первая «Школа социального предпринимательства» открылась в Омской области в 2011 году. Правда, тут не устают напоминать, что нужно чётко представлять себе плюсы и минусы такой деятельности.
«Социальное предпринимательство - благородное явление, - комментирует Вадим Морозов, председатель правления Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Омской области. - Но если мы говорим именно о предпринимательстве - деятельности, которая приносит прибыль, то стоит отметить, что бизнес не должен собой подменять государство. Поэтому я скептически отношусь к социальному предпринимательству, если оно представлено отдельным направлением. Сегодня есть отдельные виды подобного бизнеса, часть из которых действительно может приносить прибыль, но в любом случае не очень большую. «Школа социального предпринимательства» в нашем регионе ежегодно выпускает более 60 человек, но сколько из них идёт по этому пути, мне неизвестно.
Люди, выбирающие этот вид деятельности, могут воспользоваться мерами поддержки для всех видов предпринимательства. Есть субсидии на возмещение части затрат, связанных с трудоустройством лиц с ограниченными возможностями и так далее. На последних моих встречах с сельскими предпринимателями красной нитью от них шло желание начать именно социальный бизнес: открыть детский сад, школу для детишек с проблемами зрения. Это нужно государству, людям. Но, учитывая поддержку власти подобных проектов, я бы назвал это государственно-частным партнёрством, а не социальным предпринимательством».
В чём уникальность Индии?
Индийские специалисты приезжают в Омск, чтобы набраться опыта в сфере социального бизнеса.
Где заботятся об экологии?
Наиля Мамаева, бизнес-тренер из Узбекистана, уверена, что социальные предприниматели - это определённая каста людей, которые имеют очень сильное личностное развитие:
Какое образование?
Филипп Клегг, бизнес-консультант центра молодых предпринимателей факультета исследований университета Хаддерсфилда (Великобритания) считает, что к открытию детских садов можно привлевать родителей:
«Что касается частных детских садов в Омске, то здесь можно добавить обучающие тренинги, чтобы привлекать родителей заниматься этим бизнесом. То, что многие люди не знают о социальном предпринимательстве, не означает, что они не хотят этим заниматься. И одна из целей людей, работающих в этой сфере, рассказать, что такая ниша существует, что это тоже бизнес. Хотя, конечно, не каждый пойдёт в ту сферу, которая не даст большую прибыль. Но когда мы ездим по университетам, рассказываем о социальном бизнесе, то видим реакцию людей - они заинтересованы».
Что думает власть?
Виктор Назаров, губернатор Омской области:
Как у них?
В Индии успешно создают новую продукцию на основе переработки пластиковых отходов. Во Франции все категории населения адаптируют к жизни при помощи физической нагрузки. В Испании интернет-компания создала при помощи новых технологий эффективный рыбный рынок во Всемирной паутине. В Египте существует фонд старинного искусства производства бумаги. Деятельность организации возрождает традиционное ремесло - ручное производство бумаги из растительных отходов, которое одновременно служит средством занятости безработных и экономического развития местных сообществ в отсталых сельскохозяйственных районах. Как итог - сокращение безработицы .
Какие проекты создают омичи?
Лингвистический центр, Калачинск.
Выпускница ОмГПУ Алла Белоусова открыла в Калачинске лингвистический центр. В районе проживает около 40 тысяч жителей, но ни одной школы иностранных языков ранее не существовало. Самому младшему учащемуся 7 лет, старшему - 68.
Школа стеклодувного мастерства, Омск.
Омич Пётр Козлов решил возродить профессию инженеров стекла и открыл единственную во всей Сибири школу стеклодувного мастерства.
Пансионат для пожилых людей, Тарский район.
Евгений Филиппов в 2013 году открыл пансионат для пожилых людей «Солнечный путь» в селе Пологрудово Тарского района. Сейчас здесь проживает 30 человек. В октябре бизнесмен открыл пансионат и в Большереченском районе.
«Дворовый» спортзал, Омск.
Восьмикратный чемпион России по лёгкой атлетике среди лиц с повреждением опорно-двигательного аппарата Евгений Левашов стал социальным предпринимателем и открыл «дворовый» спортзал шаговой доступности. Он ориентирован на доступный спорт для людей с ограниченными возможностями здоровья.