Территория Центра кинологической службы полиции УМВД России по Омской области огорожена высоким железным забором, за которым практически постоянно слышен лай собак.
О животных-«новобранцах»
В кинологическом центре не только воспитывают и обучают собак навыкам разыскного «ремесла». За животными постоянно наблюдают специалисты – ветеринары.
– Прежде чем отобрать собаку для службы, ветеринар оценивает её по определённым критериям, – объясняет Екатерина. – Смотрит на правильность телосложения, развитость связок, правильный постав конечностей. Также проверяют физическую выносливость, социальную адаптацию, отсутствие боязни выстрелов. Собака обязательно должна быть здоровой.
Проходя мимо ветпункта, Екатерина указывает на огромный специальный контейнер, метра два высотой:
- А здесь у нас хранится корм для собак.
Своих питомцев кинологи кормят два раза в день специальным сухим кормом, который пришел на смену «натуралке» - каше, например. Екатерина признается, что её собаки живут дома, так что получают и корм и каши, причём не пустые, «из топора», а с мясом.
Рабочий день кинологов и питомцев начинается с 9 часов утра. Сначала проходит утреннее построение, потом кинологи приступают к кормлению собак, чистке и уборке вольеров. Дальше начинаются тренировки собак. Обучение животных в центре кинологической службы ведётся сразу, как только животного закрепили за человеком.
- Чем раньше это происходит, тем лучше, - говорит Екатерина. – Но для щенка комплекс упражнений будет один, для взрослой особи – другой. На обучение, например, в Уфе, где все кинологи проходят обучение, собак принимают от 1 года до трёх лет.
У самой Екатерины две собаки породы немецкая овчарка - девочка с непростым именем Фасхаль Кесси или просто Ксюша и мальчик Авантаж Гилберт, по-простому, Гил. Им по 4 года и у неё это первые рабочие животные. Их рабочий профиль – общерозыскной, хотя сначала они проходили обучение по поиску и обнаружению взрывчатых веществ, но потом были переучены.
Поэтому собака по кличке Кесси и демонстрирует один из элементов тренировочных занятий – поиск имитатора запаха взрывчатого вещества на транспорте, специальном автомобиле для тренировок кинологов.
Кстати, мудрённые клички – это не от буйной фантазии кинологов. Такие «имена» присваивают своим щенкам питомники, где собак, как правило, и закупают для службы. Из питомников собаки-«новобранцы» проходят проверку на профпригодность. Этим занимается сам кинолог, в некоторой степени помогая своей собаке раскрыть таланты. Он смотрит на поведение, реакции, темперамент…
- Темперамент? – удивлённо переспрашиваю у Екатерины. Девушка улыбается и поясняет:
- Да, у собак есть типы темпераментов, которые всем известны. Допустим, основанием для «выбраковки» собаки является темперамент «меланхолик». Это слабые собаки, они не смогут качественно ни дрессироваться, ни работать. Стараются брать крепких – сангвиников, холериков. Помимо этого, смотрят на предпочтения собаки, что она любит больше делать - играть или получать лакомство. То есть она либо «пищевик» - всё делает за «вкусняшку», либо любит поиграть, делать всё за какую-то игрушку.
Подходящих по всем параметрам собак начинают тренировать. Переходя от слов к делу, Екатерина наконец-то идёт за своими питомцами, чтобы показать один из видов регулярных и интересных тренировок – проработка следа.
Горячие следы
Вместе с Ксюшей и Гилом отправляемся на место тренировки – это пустырь недалеко от кинологического центра, заросший травой и покрытый мусором.
- В идеале, конечно, нужно тренироваться на различных покрытиях, так как мы работает в городских условиях. Места специально для тренировок выбираются разнообразные, например, сегодня этот пустырь. На прошедших соревнованиях, кстати, след проходил и по щебню, и по кирпичу.
Пока Гил и Ксюша бегают и играют друг с другом, Екатерина объясняет все нюансы тренировки:
- Сначала кинолог приучает к запаху своего следа, потом вводится след чужого человека - помощника. На месте следа оставляется лакомство. У собаки должны сложиться положительные ассоциации, что на следу она обязательно найдет что-то приятное для себя.
Я решила попробовать приучить собаку к своему следу. Приняв во внимание минусовую температуру на улице и то, как я одета, для тренировки выбираем поиск по «горячему следу».
Стоило Екатерине крикнуть «Кесси, Гил!», как овчарки мгновенно появились на месте. Собаки хоть и послушные, но уж очень энергичные, поэтому Екатерина держит их на поводке.
- Это они такие активные, потому что энергии много. Их уже покормили с утра, а сейчас у них будет, так сказать, второй завтрак.
Екатерина подала мне «второй завтрак» питомцев – сухой корм, с помощью которого нужно прокладывать след и объяснила план действий:
- Я пойду рядом сбоку. Чаще всего вытаптывается какой-то пятачок на земле, вы на нём постояли, дальше выбираете себе ориентир и идёте по нему. Не будем далеко уходить. Вон там дерево видите? Где-то около дерева сделаете поворот. Потом возвращаемся обратно. Главное, чтобы ваш фотограф не пересекала этот след.
И тут Гил и Кесси вместе со мной срываются с места.
- Сидеть! Они слово «пойдём» понимают. Сидеть, Гил! Лежать, Кесси!
Я прошла немного вперёд, чтобы не было запаха кинолога. Екатерина идёт рядом, но сбоку поодаль. Сворачиваю у необходимого дерева и возвращаемся к исходному месту. Достав длинный поводок, чтобы начать тренировку, Екатерина вспоминает, как вместе с Гилбертом они участвовали в недавних Всероссийских соревнованиях:
- В этом году их проводили в Чебоксарах, города меняются постоянно. 80 команд принимало участие. Мы в этом году заняли первое общекомандное место. Я первый раз ездила на подобные соревнования.
Еще мы с Гилбертом и Кесси участвуем в гражданских соревнованиях. Зимой, например, это скиджоринг, это когда едешь на лыжах, а собака тянет. Еще есть байкджоринг. Они у меня привыкли много бегать.
Гилберт по команде идёт на мой след. Собака быстро продвигается по линии следа. Сделав поворот, Гил добирается до «финиша», где я закончила свой путь.
- Ай, молодец, Гил! Пошли-пошли!
Держать в тонусе
Поиск по горячим следам для собак-профессионалов особого труда не составляет. Находят они куда более занимательные вещи. Например, Ксюша пару лет назад ездил на обыск гаража. В результате собака обнаружила в гараже пистолет, автомат, патроны, бронежилет… В общем, полный комплект всего запрещённого. Для того чтобы служебные животные не теряли навыков и с лёгкостью находили подобные вещи, их нужно постоянно держать в тонусе.
Именно поэтому кинологи тренируют собак с утра и до вечера. Плохой погоды для обучения тоже нет. Снег, дождь или жара тренировок не отменяют. Круглый год собаки проходят курс «молодого бойца»: от команд «сидеть», «лежать», «ходить», «рядом» и обнаружения следов до поиска взрывчатых, наркотических веществ и даже трупов. Всё зависит от специализации собаки.
В графике кинолога и собаки, помимо «уроков», есть и постоянные выезды:
- Допустим, в каком-нибудь районе области пропал человек, - объясняет Екатерина. – Приходится срочно туда выезжать, причём и днём, и ночь. Иногда даже на вертолётах добираемся. Поисковые мероприятия могут затянуться на несколько дней.
Иными словами рабочий день у животных самый что ни на есть настоящий, а график – напряжённый. Расслабляться на службе в правоохранительных органах нельзя даже собакам.