Служебную собаку можно назвать полноценным сотрудником правоохранительных органов. О том, как животные помогают полицейским и какие преступления они раскрывают, нам рассказал Виталий Песков, начальник центра кинологической службы УМВД России по Омской области.
Мигранты в дынях
Omsk.aif.ru: Виталий Викторович, чем конкретно отличились омские собаки на соревнованиях в Чебоксарах? Всё-таки участников было довольно много – 240 полицейских из 80 регионов России.
Виталий Песков: На любых соревнованиях судьи оценивают три направления – розыскная работа, обнаружение наркотических, психотропных, а также взрывчатых веществ. Нам досталось общекомандное первое место, а первое место по поиску взрывчатки, боеприпасов и оружия занял со своей собакой кинолог Виктор Новиков.
– Наркотики или взрывчатку на соревнованиях настоящие используют?
– Взрывчатку – да, например тротил. Нужно же проверить, насколько собака пригодна к работе. Что касается наркотиков, то на соревнованиях используют имитаторы, запахи которых практически идентичны оригиналу. Это выжимка из марихуаны, героина, кокаина и амфетаминов. Судьи оценивают собак не только в плане дрессуры, но смотрят, насколько сконцентрированно они ищут запрещённые вещества, каким чутьём работают – верхним или нижним. У собак, работающих в розыске, развито нижнее чутьё. То есть, если преступник скрылся с места происшествия и оставил след, то собака по запаху его найдёт. У нас даже были случаи, когда при квартирных кражах находили преступников, которые, к примеру, вытаскивали деньги из шкафа с бельём, просто трогали его и таким образом оставили на нём молекулярный след. Собаке этого достаточно. Верхнее чутьё задействуется при поиске наркотических или взрывчатых веществ.
– И где их обычно прячут?
– В колёсах автомобилей, в багажниках, в бензобаках… Мы запускаем собачку в транспортное средство, и она может найти наркотики даже по остаточному запаху. То есть, если в машине курили марихуану, она это сразу почувствует, так как запах остаётся в обшивке салона. Верхним чутьём работать сложнее, так как собаке нужно запрыгнуть куда-либо, чтобы почувствовать запрещённые вещества. Те же большегрузные автомобили, в которых везут фрукты какие-нибудь…
– В яблоках можно найти взрывчатку?!
– Взрывчатку не находили, но в фуре с дынями на черлакской оптовке как-то собака нашла трёх мигрантов. Она почувствовала запах людей, начала лаять, и из фуры внезапно поднялись три человека.
– Эффективность работы снижается, когда на улице ниже -25°С. Но при этом следы лучше сохраняются именно зимой, чем летом. В холода след просто консервируется, и собака работает даже лучше. Обычно след сохраняется в течение суток, в зависимости от запаха. И даже больше, если это, например, кража крупнорогатого скота. В городских условиях и из-за загазованности собаки в основном могут что-то найти только в пределах 6-8 часов с момента преступления.
Жуликов – не бояться!
– С розыском преступников понятно, а какие объекты в Омске проверяются служебными собаками каждый день?
– Мы делаем акцент на антитеррористическом направлении. Каждый день обследуем аэропорт, железнодорожный и автовокзал – объекты транспортной инфраструктуры и места с массовым скоплением людей. Наши сотрудники регулярно обследуют камеры хранения, смотрят багаж, урны, проверяют все помещения.
– А как вы определяете, какую собаку на какое задание отправить? Или у каждого животного свой профиль?
– У каждой собаки своя специализация. У них всё точно так же, как у людей. Нельзя учить одного человека на пианиста, другого на сварщика, а потом заставить их поменяться. Когда мы начинаем работать со щенками, то смотрим на их социальную адаптацию, что у них получается лучше – активный поиск следов человека или запрещённых веществ. Следовой профиль – это собаки, работающие по кражам, разбойным нападениям. Имущественные преступления занимают основной процент от всех преступлений вообще.
– Где в Омске приобретают служебных собак? И по каким качествам их отбираете?
– Разведением собак мы занимаемся, но в основном их привозят из других регионов России. В кинологии есть понятие «рабочей» крови, то есть рабочие качества хорошего служебного животного передаются по наследству. Конечно, смотрим на телосложение, игровые реакции, насколько активно она бегает за мячиком. Ещё одно качество – собака не должна бояться выстрелов. Помните, как в фильме «Ко мне, Мухтар!», в сцене преследования преступника, собака пошла на выстрел, несмотря на ранение? Вот и мы готовим собак, которые бы не боялись жуликов. На людей служебные собаки не бросаются, если, конечно, их не провоцировать.
– Среди служебных собак можно увидеть только овчарок, лабрадоров и спаниелей. Дворняжку ничему научить нельзя?
– В основном мы работаем с немецкими и бельгийскими овчарками. Взрывчатку и наркотики лучше ищут русский спаниель и лабрадоры, так как у них острее чутьё. Хотя, конечно, в любой собаке природой заложены поисковые качества. У одной нашей сотрудницы дома живут две обычные собаки, так она их так выдрессировала, что в цирк отдавать можно.
– В подразделении у нас 17 сотрудниц, и они наравне с мужчинами выполняют весь комплекс дрессировки. Хотя с собаками не каждый человек сможет работать. Нужно иметь определённую выдержку, терпение.
Кинологов у нас в России учат в трёх учебных заведениях МВД РФ – это школы служебного собаководства в Ростове-на-Дону, Уфе и Егорьевске (Московская область).
– В каком возрасте у служебной собаки наступает пенсия и куда её потом списывают?
– В среднем служебная собака работает 8-10 лет. У животных, работающих по обнаружению взрывчатых веществ, могут начинаться проблемы со здоровьем. Тот же гексоген или тротил влияют на обоняние, зрение. Конечно, если собака лежит дома на диване, смотрит телевизор и за ней ухаживают, она проживёт и 15 лет, но у рабочих животных срок жизни обычно меньше. После выхода собаки на пенсию она списывается с баланса, и кинологи обычно забирают её к себе домой.