24 сентября в Кировском округе Омска водитель мотоцикла «Ямаха» столкнулся с пассажирской маршруткой. Авария произошла на улице 70 лет Октября. Как установили сотрудники ГИБДД, 22-летний мотоциклист не смог справиться с управлением. С травмами он доставлен в больницу. В маршрутке, к счастью, никто не пострадал.
Это далеко не единственное ДТП с участием мотоциклистов. Отдельная проблема – ночные гонки байкеров по центральным магистралям Омска.
40 заявлений в день
Жители Омска говорят, что мотоциклисты гоняют в основном по проспекту Маркса, улицам Красный Путь и Конева. Не спасают даже закрытые пластиковые окна, поскольку от рёва двигателей вибрируют конструкции домов. И если байкеры резвятся в районе цирка, слышно их порою едва ли не в Амурском посёлке.
– Шум – каждую ночь, а у меня ребёнок маленький и родители престарелые, – звонит в редакцию «АиФ в Омске» Борис Зимаков, житель дома № 54 по проспекту Маркса. – В летнюю жару было особенно тяжко, ведь окна настежь. Говорят, байкеры что-то делают с глушителями своих мотоциклов – вот они и ревут так, что хоть уши воском заливай.
Многие омичи, измученные наглостью ночных гонщиков, грозят лично вставлять им палки в колёса – причём в прямом смысле этого слова.
– И пусть их всех размажет по асфальту – мне лично ни одного из них не жалко! – звонит в редакцию ещё один житель областного центра, не пожелавший представиться.
Разумеется, люди пока не переходят от угроз к действиям, надеясь на помощь полиции. Часто горожан шокируют мотоциклисты, средь бела дня нагло нарушающие правила дорожного движения. Ежедневно в региональном управлении ГИБДД регистрируется по 30-40 заявлений, и каждое из них становится поводом для детальной проверки. Только в ходе одного рейда полицейские привлекли к административной ответственности 20 владельцев двухколёсного транспорта. Как правило, нарушители пренебрегают дорожными знаками, передвигаются по городу без государственных номеров или без водительских удостоверений, разъезжают в пьяном виде и не надевая шлемов.
«Гоняли и будем гонять!»
Цифра
2 700 мотоциклистов оштрафовали в Омске в 20174 году.
Так, на бульваре Архитекторов сотрудники ДПС остановили водителя мотоцикла «Кавасаки». Судя по запаху, 30-летний мотоциклист был нетрезв, однако от прохождения медицинского освидетельствования отказался. Водителя отстранили от управления, а транспортное средство отправили на штрафстоянку.
– Работа с мотоциклистами проводится ежедневно, но цифры статистики не радуют. С начала 2014 года более 2 700 водителей мототранспорта нарушили правила дорожного движения. Тем не менее, надо понимать, что сотрудники ГИБДД не могут применять к владельцам мототехники какие-то особенные меры воздействия, которые не заложены в Административном кодексе России или противоречат ему. Закон для всех один, – комментирует Сергей Шевченко, начальник управления ГИБДД УМВД России по Омской области.
Негативное отношение к себе любители быстрой езды воспринимают неоднозначно. Есть те, которые просто посмеиваются над страданиями омичей. «А нам по…! Гоняли и будем гонять дальше!» – заявил один такой мотоциклист в соцсети, когда его оппоненты предложили ужесточить наказания для ночных гонщиков.
Не включая фар
Впрочем, большинство представителей байк-сообщества относятся к таким агрессивным мотоциклистам настороженно.
– Они просто не понимают, что шутят со смертью. Я считаю, что в автошколах людям надо наглядно демонстрировать, как себя ведут различные виды транспорта в реальных дорожных условиях. Ведь мотоцикл или скутер – это не автомобиль. Он и скорость развивает быстрее, и фара у него всего одна – соответственно, заметить его на шоссе сложнее, – считает Евгений Аленкин, омский байкер.
К сожалению, далеко не все адекватно оценивают степень опасности, о которой говорят опытные байкеры. В конце лета на автодороге Омск – Красноярка иномарка насмерть сбила 17-летнего подростка на японском скутере. Авария произошла в тёмное время суток. Водитель автомобиля просто не заметил парня, который двигался без света.
От редакции: «Мотоциклетную» проблему предлагают решать по-разному. Опытные участники байкерских клубов говорят, что они никому не создают проблем. Практически у каждого из них – мотоцикл стоимостью едва ли не в миллион рублей! Нет смысла нарушать правила и рисковать такой техникой ради пустой забавы.
Однако большинство горожан не видит разницы между опытными и неопытными мотоциклистами, предлагая немедленно ужесточить штрафные санкции в отношении нарушителей, другие хотели бы вообще наложить запрет на движение мотоциклистов в черте города. Есть мнение, что байкерам надо разрешить двигаться по выделенным полосам – вот тогда они, мол, не будут никому мешать! Ни одно из этих предложений не реализовано. Движение мототранспорта ограничено пока только на трёх городских автодорогах – и то не полностью, а лишь на отдельных участках. Видимо, придётся смириться с тем, что мотоциклисты никуда не исчезнут с городских дорог, так как они такие же участники дорожного движения, как владельцы автомобилей и пешеходы.
Кстати
В качестве эксперимента власти Москвы летом прошлого года допустили на «выделенку» 25 байкеров. Необходимо было выяснить, мешают ли мотоциклисты другим участникам движения. Оказалось – мешают, маневрируя между автобусами. Столичным мотоциклистам так и не разрешили выезжать на дорожные полосы, предназначенные для общественного транспорта.
Штраф – на налоги
– Говорят, что городскому бюджету не хватает налогов. Именно штрафы за превышение скорости и другие нарушения должны стать значительным ресурсом в его пополнении, – поясняет Владимир Селюк, председатель «Общества коренных омичей». – Если какие-то люди, считающие себя жителями этого города, мешают жить всем остальным, пусть они платят за свою мнимую свободу. И это относится не только к ночным гонкам. Шумишь по ночам – плати, неправильно паркуешься и создаёшь препятствия для движения другого транспорта – плати. Насколько высокими должны быть штрафы, решать законодателям. Но мне кажется, вопрос даже не в сумме штрафа, а в неотвратимости наказания. Пока это наказание настигает не всех, иначе не гоняли бы по ночам. В любом случае, необходимо применять самые строгие меры к нарушителям, пока в Омске ситуация не обострилась так, как в Москве и Санкт-Петербурге. Ведь там ни днём, ни ночью нет покоя от мотоциклистов, возомнивших себя хозяевами улиц!
Все наши – в шлемах
– Отдельные владельцы мототехники нарушают правила дорожного движения, кто-то из них даже позволяет себе ездить без шлемов, – уверен Кирилл Хариби, участник омского байкерского движения. – Но это те вопросы, которые надо задавать именно этим людям, а не всем байкерам вообще. В Омской области существуют известные мотоклубы, в том числе «Сибирские медведи» и «Регион 55». За тех ребят, с которыми я лично знаком, отвечу: все наши ездят в шлемах и не беспокоят омичей ночными гонками. Что же касается автомагистралей, закрытых для проезда мотоциклистов, то эти меры только создают препятствия для законопослушных граждан, а нарушители всё равно будут пренебрегать запретами. Если у такого мотоциклиста ещё и госномеров нет, то будет мало пользы даже от приборов видеофиксации. Один выход: прививать культуру вождения как можно большему числу водителей. Решить эту проблему полностью вряд ли возможно. Нельзя же добиться «нулевых» показателей по ДТП.
Официально
– В любое время суток ограничено движение мототранспорта по ул. Ленина, от пл. Победы до ул. Масленникова, комментирует Дмитрий Зырянов, начальник отдела ГИБДД УМВД России по г. Омску. – Мотоциклистам также запрещено передвигаться на отдельных участках Красного Пути и пр. Маркса, но лишь в период с 23.00 до 6.00. О нарушениях сообщайте по телефонам ГИБДД: 57-97-17, 36-39-74 либо 02.