Омским общественникам по-прежнему не удаётся добиться проведения народного голосования. Несмотря на то, что референдум законно предусмотрен Конституцией Российской Федерации, пройти через жернова горсовета он никак не может.
Причин много: то вопросы не признаются важными, то не являются вопросами местного значения, то в слишком большие деньги выльется само голосование. 40 млн рублей – такую цифру озвучили недавно в городском совете, обсуждая перспективу проведения в Омске референдума по поводу необходимости установки памятника Колчаку. Именно сумма затрат на проведение голосования и является сегодня главным доводом депутатов. Общественники считают, что причина кроется совсем не в отсутствии средств на проведение народного голосования.
Почему отказали?
– Дело в том, что референдум самый антикоррупционный вариант принятия решений по городским вопросам. Здесь не проплатишь лоббистам, которые продавливают тот, или иной вопрос. Поэтому, когда депутаты говорят, что референдум стоит 40 млн рублей, и они грудью защищают бюджетные городские деньги, я думаю, не те деньги они защищают. Они видят упущенную монополию на прибыль.
Председатели инициативных групп в доказательство того, что за их спинами никто не стоит, и что им нечего терять в отличие от депутатов, утверждают, что они не знают, как проголосует народ.
– Как омичи решат, так и будет, – продолжает Минжуренко. – А какой будет результат? Мы не знаем, а депутаты знают якобы. Они точно знают, что их мнение разойдётся с мнением народа. И они правы, нельзя это выносить. Они выдали себя с головой. Называют конституционное право манипуляцией! Это смешно.
40 млн рублей, по мнению представителей инициативных групп, это крохи, по сравнению с теми деньгами, которые областной бюджет может потерять, если, например, тепло и энергокомпании перейдут в другие руки.
Чехарда
Изначально вопросы, которые теперь хотят вынести на референдум, были задуманы для того, чтобы помочь действующей власти принять те или иные решения. Так формулирует свои намерения блогер Игорь Фёдоров.
– Если никто из власти не может взять на себя смелость и решить вопросы, то омичи должны это решать. Власть снимала бы с себя раз и навсегда всякую ответственность за этот выбор.
Так же Фёдоров уверен, что результаты референдума могли бы пригодиться нашим депутатам:
– Власть могла бы результаты референдума использовать, как некий факт давления на федеральную власть. Мол, жители так решили, подкиньте денег.
Но больше всего представителей инициативных групп возмущает та лёгкость, с которой депутаты меняют свои решения и забывают то, что говорили. Сначала они голосуют «за» вопросы, а потом буквально за неделю – «против».
– На заседании комитета депутат Аронов голосовал за три вопроса, за то, что они соответствуют и могут быть вынесены на референдум, – рассказывает юрист Дмитрий Колодежный. – Но, выступая на пленарном заседании омского горсовета через неделю, он, как председатель комитета, сказал, что он сам с собой не согласен. За неделю у него все поменялось и референдум не нужен. При этом он никак это не обосновывает. Инициативные группы предлагают вынести вопрос о запрете размещения крематория и кремниевого завода, чтобы их не было на территории города. Но нам говорят, что это определяет не горсовет и не соответствующий департамент, а РФ. Когда строят дом, этим занимается департамент, а теперь землями Омской области распоряжается Госдума.
И это не единственный подобный случай, дорогами тоже городской совет не распоряжается, это не в их ведении. Почему для инициативных групп остается загадкой.
Дорога в суд
Но сегодня вопрос уже не только в том быть или не быть референдуму. Как говорит Колодежный, горсовет уже нарушил устав города и ФЗ:
– В ФЗ 131 указано, что даётся 20 дней на рассмотрение вопросов о референдуме, но вопросы были отложены. Устав нарушен.
Представители инициативных групп уже подали заявление в конституционный суд. Исковые заявления о нарушении 20-ти дневного срока рассмотрения вопроса будут поданы в Куйбышевский суд в ближайшее время. Но даже если референдум будет одобрен депутатами, инициаторам ещё предстоит собрать как минимум 45 тыс. подписей, которыми омичи подтвердят своё согласие на проведение референдума. Кстати, чтобы референдум был признан состоявшимся, явка должна быть не ниже 50 %.