Налог на собак. Почему любовь к животным оборачивается трагедией?

Собака - друг человека. Только человек должен помнить о своей ответственности за воспитание животного. © / Из личного архива

Несколько дней назад сердобольные омичи разобрали около сотни бездомных псов с приюта на Барабинской. У компании содержавшей животных, закончился срок аренды помещения с муниципалитетом – и собак могли усыпить.

   
   

Представители мэрии и депутаты, прибывшие на место содержания животных, в ужасе разводили руками, чуть не грохались в обморок от увиденного, но… помочь почти ничем не смогли.

О жизни собачьей «АиФ в Омске» поговорил с Юрием Белоусовым, кинологом во втором поколении, инструктором служебного собаководства.

Про свинарник и чиновников

Юрий Белоусов
«Был хороший советский опыт содержания собак».
Юрий Белоусов: Вся эта говорильня, – «фуфло»! – заявил Юрий Николаевич, определив свою позицию в самом начале беседы. – Зачем все эти депутаты и чиновники поехали на Барабинскую? Чего им там надо? Цирк развели: мол, какая вонища, в каких условиях содержатся собаки! Пусть съездят в Дом престарелых для бывших осуждённых – то, что они видели в приюте на Барабинской им «бледным шёпотом» покажется. Там старики 80-90-летние, инвалиды, которые себя не могут обслужить в таких скотских условиях находятся! И никому дела до этого нет. Так что не надо рассказывать про приют на Барабинской. Это звучит как издевательство. Депутаты должны заниматься законотворчеством, а не лазать по свинарникам. Так они всё равно ничем не помогут. Создайте нормальную, здоровую комиссию, которая будет заниматься этим вопросом. Хочет кто-то из депутатов проконтролировать действия комиссии – вот пусть и ездит.
Юрий Белоусов. Фото: АиФ / Александра Горбунова

Марна Прожога, omsk.aif.ru: Юрий Николаевич, популяция бездомных собак в Омске растёт. Пример с Барабинской лишь верхушка проблемы? В чём выход?

– В России всё делают по принципу: круглое таскаем – квадратное катаем. Был хороший советский опыт содержания собак в домашних условиях, когда каждый владелец платил налог за животное. В те годы все особи были на учёте, нельзя было купить собаку с документами без очереди, вне учёта. По этой причине все собаководы были членами кинологического клуба. Когда я покупал собаку, её автоматически ставили на учёт в военкомате, государство давало собаководу возможность покупать дешёвые субпродукты для кормления, более того, если вставал вопрос о расширении жилья, дополнительно на животное давали 6 кв. м. Государство было заинтересовано в развитии служебного собаководства. Но, несмотря на эти бонусы, мы всё равно платили налог, он был подъёмный, от него никто не скрывался: около 12 руб. в месяц. Предназначался он для развития служебного собаководства в СССР, организации дрессировочных и выгульных площадок в городе.

Чтобы собаки не попадали на улицу, необходимо создать условия для собакозаводчиков. Фото: Из личного архива ОЦССС, школа Белоусовых.

– Вы предлагаете ввести налог на собаку? Не взбунтуются ли владельцы животных?    
   

– Спросите у любого собаковода: согласны ли они платить 12 тыс. в год, но за эти деньги получить дрессировочную площадку и возможность консультации у специалистов? Я уверен, они скажут «да». Даже если это будет лишь одна тысяча рублей в год, учитывая, что в Омске 50 тыс. официально зарегистрированных породистых собак, может получиться неплохая сумма! Собаководство никогда не являлось дешёвым увлечением – и это надо понимать. А подобным налогом можно разово решить многие проблемы: создать площадки для выгула, которые необходимы по санитарным нормам в городе, нанять штат людей, которые будут следить за их техническим состоянием, за сбором налогов.

Налог на собаку заставит людей ответственне относиться к вопросу о ее заведении. Фото: Из личного архива ОЦССС, школа Белоусовых.

– А проблему бездомных животных?

– И проблему бродячих собак, которые терроризируют омичей, тоже можно решить. Ведь все в курсе, что у нас собаки загрызли ребёнка, дворняги в селе до смерти закусали пожилого человека. Поэтому когда какие-то якобы собаководы-любители начинают вопить о том, что бродячим собакам нужно помогать, мне хочется сказать: «Давайте поможем нашим пенсионерам, больным детям, а собакам создадим такие условия, чтобы они не могли в природе размножаться, так как они размножаются сейчас».

Если выдрессированная собака попадает на улицу, она становится угрозой для людей. Фото: Из личного архива ОЦССС, школа Белоусовых.

С небес на землю

– Не совсем обычная позиция для человека занимающегося с животными… Простите за вопрос, но Вы любите собак?

– Вы даже не представляете, как я их люблю, потому и позволяю заявлять себе такие вещи. У меня дома три собаки. Как я играю с ними! Я даже могу залезть к собаке в будку, порычать на неё, а она – на меня. Я снимаю стресс благодаря своему увлечению, мне хорошо, комфортно со своими животными. Но когда кто-то начинает изображать мнимую доброту, у меня не хватает слов. Давайте спустимся с небес на землю: я никогда не буду жить ради собаки, это собака живёт ради меня, потому что это моя прихоть. И тот, кто думает иначе, как мне кажется, не вполне нормален. Мне вообще вся эта возня вокруг «собачьей темы» напоминает пословицу: в мутной водичке рыбки поймать. «Бабла халявного» хотят все эти горлопаны, другого слова не подберу.

Прежде чем подобрать собаку. нужно подумать, что вы можете ей дать. Фото: Из личного архива ОЦССС, школа Белоусовых.

– По-вашему, получается – лучше пройти мимо бездомного пса, кошки? Пусть на улице пропадают?

– Да, лучше пройти мимо. Если вы не создадите кормовой базы – эти животные будут вынуждены уйти в другое место. Если наши помойки превратятся в нормальные контейнеры, из которых не будет вываливаться пищевой мусор – собаки и кошки уйдут от этих помоек, их не станет. Если бабушка в подъезде не будет подкармливать бродячих кошек, не будет этой стаи кошачьей. Это нормальное отношение. Если владелец собаки должен будет заплатить штраф за то, что его пёс нагадил на газон – станет чисто. Наша беда в том, что мы хотим жить как в Европе. Всем нравится, как там чистенько, культурненько, красивенько, но только жить там мы хотим со своим менталитетом. Где хочу – плюну, могу пачку из-под сигарет на тротуар бросить, и вообще моя собака может гадить где попало. У нас в магазине при центре спортивного собаководства продаются собачьи калосборники. Думаете, за ними очередь выстраивается? Ничего подобного! И ведь эти умники, которые ратуют за собачьи права, как себя ведут? Мы специально проследили за одной такой, как она гуляет со своими собаками. Она ни разу за своими собаками не убрала. Зато кричать мастерица! Да грош цена таким словам. И, к сожалению, сейчас в нашей среде 80 % – пустословы и халявщики, которые только митинговать готовы. Нет, есть и те, кто достоин уважения. Знаю собаковода, у которого два стаффа живут – это найденные собаки, он подобрал их с улицы. Он материально обеспеченный человек, не просит ни у кого денег и не создаёт никаких питомников. Он делает то, что может – видит брошенную собаку, подбирает и везёт к себе домой, отмывает, стерилизует, приводит в порядок, а потом пристраивает. Но он же не организует дурдом у себя в ограде из тридцати собак, и не орёт на весь город: «смотрите, какой я молодчина!»

Только единицы людей на самом деле способны на серьезное воспитание собаки. Фото: Из личного архива ОЦССС, школа Белоусовых.

– Каким вопросом нужно задаться, заводя собаку? Может быть, посоветуете породу?

– Для начала спросите себя: «зачем вам это надо?» Никогда в ближайшие 12 лет вы не сможете задержаться в гостях, потому что дома собака, которую ты должен вывести погулять, в отпуск съездить тоже проблема: на кого оставить животное? Уборку дома тоже можно делать хоть целый день. Вы готовы к этому? Почему я и говорю, что советская система была крепкой – для того чтобы купить породистую собаку нужно было в очереди простоять года полтора-два, потом курсы собаководов закончить, на которых приходилось и клизмы собакам ставить, и на вязку их водить. У человека была возможность понять. А нужно ли это ему? Многие бросали, из 60 курсантов-собаководов оставалось, как правило, восемь-десять. Советская система служебного собаководства отсекала сама ненужное. Выбросить собаку на улицу просто так владелец собаки тоже не мог. А сейчас на улицы выбрасывают даже породных собак, от которых рождаются соответствующие щенки. И если раньше мелочь пузатая по улицам бегала, то сейчас на дворнягу смотреть страшно – она огромная и агрессивная. А выбрасывают, потому что не могут справиться. Ко мне лично приходил человек, жаловался, что у него проблема с ротвейлером – покусал членов семьи. Я напрямую спросил: «усыплять будете или хотите сохранить собаку?». Глядя мне в глаза, он сказал, что будут бороться за собаку. Закончилось тем, что пса просто выбросили на улицу – не усыпили, не пристроили, а просто вышвырнули. По принципу: была моя проблема, теперь ловите – это ваша проблема!

Собаку нужно любить, но относиться к ней нужно адекватно. Фото: Из личного архива ОЦССС, школа Белоусовых.

Досье
Юрий Белоусов, родился в 1961 г. Кинолог во втором поколении. Окончил аграрный университет, курсы при Российской Кинологической Федерации. Зооинженер, инструктор служебного собаководства, эксперт по спорту и рабочим качествам животных, судья по спорту, фигурант (человек, на которого нападают собаки во время дрессуры).