Кругосветка бесплатно. Турист из Омска без денег обогнул земной шар

Сейчас путешественник уверен в том, что нет лучше способа побороть свои страхи, чем выйти на трассу без денег и попытаться доехать куда-либо автостопом. «Страшно только первые три дня, а потом привыкаешь!» – говорит Александр. Как выжить без денег и как выглядит кругосветка от первого лица? Обо всём этом Александр Удалов рассказал «АиФ в Омске».

   
   

Страх безденежья

Александр Удалов: Наша жизнь – это большое приключение. И то приключение, которое вы выбираете, с вами и происходит. Если вы хотите путешествовать – отправляетесь путешествовать, хотите зарабатывать деньги – зарабатываете. В нашей жизни есть несколько страхов, которые не позволяют что-то делать, и один из них – страх остаться без денег. Я решил проверить, возможно ли преодолеть этот страх? У меня было желание взять с собой на всякий случай 500 долларов, чтобы они лежали у меня, и если я вдруг стал бы умирать с голоду, то эти деньги меня бы спасли. Но в последний момент я решил делать всё по-честному - без денег, так без денег.

Сложным оказался только первый шаг к путешествию. Фото: Фото из личного архива Александра Удалова

Прежде чем отправиться в кругосветку, я узнал, что она считается таковой, если человеком пройдены все меридианы и дважды экватор. Я сделал 4 основные визы в страны Шенгенской зоны, а также в США, Австралию и Новую Зеландию. Потом вышел на дорогу.

Европа: путь в Сантьяго и билет в Нью-Йорк

– За три дня я автостопом добрался до Москвы. Первые три дня были очень напряжёнными, а потом я понял, что автостоп существует, и один на трассе я точно не останусь. Когда первый раз возле меня остановилась машина, я подумал: «Вау! Меня подвозят и не просят денег!». Мало того, мне предлагают поесть и попить. Я рассказывал попутчикам про свой эксперимент и все сразу спрашивали: «А что же ты ешь?». В итоге за время в пути я поправился на 8 кг! Если отказываешься брать еду, то люди обижаются. Ещё особенность автостопа в России в том, что русский человек, когда ты садишься к нему в машину, сначала изливает тебе душу и говорит, как у него всё плохо, что ему есть и пить нечего, а потом начинает доставать откуда-то разносолы, угощать тебя и деньги предлагать.

Вена, Австрия. Фото: Фото из личного архива Александра Удалова

После Москвы я доехал до Польши, Белоруссии, потом последовали Чехия, Словакия, Австрия, Германия, Швейцария, Италия, Франция, Испания. В Инсбруке меня подвозили наши русские дальнобойщики, которые гоняют машины в Австрию. Я им рассказал про свой эксперимент, а они засмеялись и назвали ненормальным. Один из них предложил переночевать у него в фургоне. Открывает фургон и говорит: «Ты можешь здесь переночевать. Но вот тут у меня лежат трубы и стоят они 5 млн долларов. Хотя я не думаю, что ты их украдёшь».

В Испании я хотел пройти «путь Сантьяго» – он пролегает от границы Франции с Испанией. Все 800 км принято идти пешком. Дорога заняла у меня 30 дней. Раньше люди этот путь проходили с целью духовного преображения, а сейчас у всех свои цели. Кто-то вообще воспринимает «путь Сантьяго» как способ физической нагрузки с целью похудения.

«Путь Сантьяго» занял у Александра Удалова 30 дней. Фото: Фото из личного архива Александра Удалова

   
   

Из Испании я отправился в Португалию и прибыл в Лиссабон. Стал искать человека, который взял бы меня к себе на корабль. И тут оказалось, что для этого нужно соглашение капитана, хозяина корабля и ещё какого-нибудь третьего лица. Трудность заключалась в том, что я не знал английского. Да, я отправился в кругосветку только со знанием русского языка! Во время пути успел составить рассказ о себе на английском – кто я, откуда и чего хочу. Но я ужасно боялся вопросов, потому что на них вряд ли бы смог ответить. Я долго искал капитана корабля, в итоге меня направили к какому-то колоритному мужчине с мексиканской внешностью, который взял мой паспорт, а потом протянул мне… билет на самолёт из Лиссабона в Нью-Йорк с пересадкой в Лондоне.

Америка: здесь можно всё?

– Не могу сказать, что Америка – плохая страна, мне понравилось, несмотря на то, что здесь люди реально боятся пускать кого-то на свою территорию. Интересно то, что именно в этой стране зародился автостоп, но при этом сейчас его как такового нет – можно стоять часами, и тебя никто не подберёт. Я понял, что на дорогах стоять бесполезно, стал ловить автомобили на заправках. Ещё в Америке мне стали давать по 20 долларов. Когда я просил подвезти меня, люди отказывали и давали мне деньги, что-то вроде откупа. Таким образом, когда у меня накапливалась некая сумма, я шёл на автостанцию и покупал билет на автобус. При всём при этом американцы очень добрые люди – они могут накормить, напоить, вот в свою машину только не пустят.

Аламогордо, США. Фото: Фото из личного архива Александра Удалова

В Нью-Йорке пришлось столкнуться с полицией. Первый день в городе мне нужно было где-то переночевать, решил, что пойду в парк. На уровне подсознания был стереотип «Америка – свободная страна! Здесь можно всё!». Я лёг на лавочку и уснул, а в три часа ночи меня будят полицейские сирены. Подходят двое представителей закона и спрашивают, кто я. У меня паспорт был за поясом, я потянулся к нему, а они мигом надели на меня наручники. Наверное, подумали, что я хочу достать оружие. Потом проверили мои документы и извинились. Оказалось, что в парке с 10 вечера и до 5 утра нельзя находиться, потому что в это время парк закрывается. Зато днём там можно найти на лавочках кучу спящих бомжей. Америка – страна, где я видел огромное количество людей без определённого места жительства, ни в одной другой стране столько не было. А ещё там очень много толстых людей. Эти две вещи сильно бросаются в глаза.

Я прошёл Америку с востока на запад: Нью-Йорк, Вашингтон, Атланта, Нью-Орлеан, Хьюстон, поднялся к Далласу, затем через Альбукерке добрался до Лас-Вегаса, Сан-Франциско, Лос-Анджелеса. Из Лос-Анджелеса я отправился на Гавайи. Когда-то давно у меня сложилось ощущение, что Гавайские острова – что-то сказочное. Оказалось, что там ничего такого – море, солнце, песок, куча людей… Ничего удивительного.

Хьюстон, США. Фото: Фото из личного архива Александра Удалова

Многие спрашивают у меня о том, где я жил и спал во время кругосветки. Иногда в палатке, иногда ночевал в машинах подвозивших меня людей. Бывало, что эти же люди приглашали меня к себе пожить какое-то время. Ещё один из вариантов проживания – специальные сайты в Интернете по типу «каучсёрфинга», где можно найти людей, готовых бесплатно пустить к себе на 2-3 дня.

Австралия и Океания: «Как меня чуть не съели»

– Самое удивительное в Океании – природа: тишина, спокойствие, солнце светит, суеты нет, всё спокойно и размеренно. А Новая Зеландия меня удивила тем, что в ней на уровне ментальности присутствует некая безбашенность. Такое ощущение, что у них абсолютно нет страха. Все люди очень открытые. Доходило до того, что местные жители, которые ехали мне навстречу, разворачивались и отвозили меня туда, куда было мне нужно. Ещё у них нет классовой разницы. Я общался с некоторыми людьми, которые выглядели просто, но при этом являлись олигархами. Ещё в Новой Зеландии красивые гавани, горные местности, много красивых пешеходных маршрутов. В городах природа гармонично сплетена с постройками. Жаль, что Новая Зеландия выдаёт визу российским гражданам всего на месяц. Мне часто местные жители предлагали выбросить паспорт и остаться здесь жить, но у кругосветки – другая задача. После Новой Зеландии я переместился в Австралию. Эти страны похожи, только в Новой Зеландии есть сформировавшееся коренное население, в Австралии же оно по большей части разношёрстное, там много эмигрантов.

Александру Удалову во время путешествия помогали самые разные люди. Фото: Фото из личного архива Александра Удалова

А ещё в Папуа-Новой Гвинее меня чуть… не съели. Визы в эту страну я не делал, но на яхте меня пообещали добросить до прибрежных островов. Мне было интересно попасть туда и посмотреть на пресловутых людоедов. Я рассказал про свои планы капитану яхты, он посмеялся и сказал, что довезёт до островов. Когда мы добрались, я лёг на берег, уснул, а когда проснулся, то яхты уже не было. А из леса выходят четыре амбала в непонятных одеждах, хватают меня и привязывают к пальме. Потом разворачиваются и начинают разводить костёр. Я уже практически смирился с тем, что меня съедят, даже пытался найти в этом что-то положительное. Через какое-то время эти ребята вернулись с чаном с водой. Отвязали меня от пальмы, и я побежал от них со всех ног. Меня догоняли, но как-то несерьёзно, как будто бы издевались надо мной. И в один момент я услышал за спиной истерический смех. Из леса вышел капитан яхты и сказал «Sorry». У него на этом острове были знакомые, c которыми он договорился разыграть меня.

Восточная Азия. Путь домой

– Из Папуа-Новой Гвинеи я поехал в Индонезию, Малайзию, Сингапур. Потом Таиланд. Там возникла любопытная ситуация – встретил путешественников, которые звали меня с собой и дали свои номера телефонов, чтобы быть на связи. А я за всё время путешествия нормально обходился без телефона вообще, и понял, что уже забыл, как им пользоваться.

Александр Удалов считает, что сама Вселенная помогла ему преодолеть кругосветку. Фото: Фото из личного архива Александра Удалова

В Таиланде я решил сделать визу в Китай, но мне не дали, пустили только в Шанхай, где можно было находиться без визы три дня. В Шанхае с билетом тоже получилась какая-то фантастическая история – я написал у себя на страничке в социальных сетях, что сижу под пальмой, тайская виза заканчивается, в Китай не пускают, хочу попасть в Россию. Через три дня мне приходит билет на 15 число, рейс Бангкок-Москва. Так я и вернулся в Россию. Потом из Москвы автостопом добрался до Омска.

Блины и борщ

– В путешествии мне очень интересно было понаблюдать за тем, как живут русские люди в других странах. Так вот в Америке практически все соотечественники от меня убегали. В Новой Зеландии я пообщался с несколькими русскими, там есть русская диаспора. Всех русских, которые приезжают в страну, они зовут к себе. Вот они-то как раз и поддерживали русские традиции, особенно блинную. Новозеландцы уже знают, что такое русские блины и очень их любят! В Австралии была такая же ситуация. Там я встречался с русскими эмигрантами из Москвы и Германии. Опять была блинная тема, а ещё «борщевая». Блины и борщ – классика, которую, как правило, знают местные, и которую наши эмигранты там поддерживают.

Счастье на всех языках

– Одна из идей путешествия – узнать, что такое счастье. Сходится ли определение счастья в разных странах? Что в это понятие входит? Получилось так, что примерная концепция счастья у всех одинаковая. Но оказалось, что люди, употребляя слово «счастье», не понимали, что это такое. Потом начинали задумываться. Может, они уже счастливы, но всё ещё ищут чего-то призрачного. Для меня счастье – это двухуровневое состояние. Есть уровень внутренний, а есть внешний. Внешний для всех примерно одинаковый – любимая работа, друзья, семья, деньги, путешествия. А внутренний – это некое состояние, на котором базируется всё остальное. И если внутри я нахожусь в состоянии радости, благости и счастья, то изменения внешнего состояния никак на меня не повлияют.

После кругосветки у меня сильно перевернулось мировоззрение, многие ценности, которые я любил раньше, обесценились до нуля – те же деньги, например. Не в плане того, что они вообще не нужны, просто важность их пропала. Ещё важно знать, что путешествия – это твоё. Мой путь был удивительно гладким, я это чувствовал. Как будто Вселенная взяла меня в руки и пронесла вокруг мира в своих объятиях. Но я не могу обещать, что другой человек пойдёт, и у него будет так же. А вдруг у него другая задача? Вдруг ему не надо эту кругосветку? Нужно слушать самого себя.

Где бы ни был Александр Удалов, он стремился понять. что же значит для людей счастье. Фото: Фото из личного архива Александра Удалова

До путешествия я проводил различные психологические тренинги. Сейчас я считаю, что один из лучших тренингов – взять человека, желающего измениться и побороть свои страхи, забрать у него все вещи, связывающие с внешним миром, и вывести на дорогу. Сможет ли он выжить в этих условиях? Прорабатывается и искусство коммуникации, и умение побороть страхи. Я открыл для себя, что страх возникает только тогда, когда ты ещё не начал что-то делать. Пока ты сидишь на диване, тебе страшно «ой, а как это – выйти на дорогу и поднять руку?» Когда ты уже вышел, тебе не страшно, ты уже должен делать какое-то действие. А мы, к сожалению, чаще всего зависаем в этом состоянии «сидения».