Легко ли быть предпринимателем в Омске?

Услуги населению стоят дорого, но поддержки государства, чтобы снизить цены. предприниматели не ощущают. © / www.russianlook.com

Услуги омских предпринимателей не становятся качественнее и доступнее. Потребители по-прежнему жалуются на просроченные продукты, получают отравления в кафе и платят огромные деньги за лечение в коммерческих медцентрах.

   
   

Впрочем, и у предпринимателей немало претензий к государству. Многие из них хотели бы снизить цены на свои услуги и расширить список тех клиентов, с которыми они могли бы сотрудничать на льготных условиях. Однако для этого необходима поддер­жка власти.

Станет ли бизнес социальным?

– Сделать бизнес социальным – задача крайне трудная, – говорит Евгений Левашов, директор медицинского центра. – Приведу пример из собственной практики. Специализируясь на лечебной физкультуре, мы могли бы оказывать помощь значительному кругу пациентов, в том числе и с небольшим достатком. Ведь, по данным минздрава, заболевания позвоночника и крупных суставов находятся в нашем регионе на третьем месте. Казалось бы, государство должно быть заинтересовано в развитии этих медицинских услуг.

По мнению Левашова, есть масса проблем с помещениями под развитие социально ориентированного бизнеса. Было бы не лишним перенять опыт, например, Татарстана, где предпринимателям на льготных условиях предоставили незанятые цокольные этажи и дали гранты на ремонт этих площадей.

Что изменилось в сфере предпринимательства за последние два года? Фото: АиФ

– Социальная составляющая – это и есть главное в нашем бизнесе, – уверен директор центра. – Пока этого не поймёт власть, о существенном снижении стоимости медицинских услуг в коммерческих центрах говорить рано.

Обратной стороной недопонимания между властью и предпринимателями становится их равнодушие. Кажущаяся лёгкость, с которой можно зарегистрировать ИП, только усугубляет проблему.

Своеволие бизнесменов

Предприниматель имеет полное право открыть торговую точку без согласования с контролирующими органами.

   
   

Цифра
За 2013 год закрылись 25 % малых предприятий.
– Отношения между нашей структурой и вновь зарегистрированными предпринимателями носят уведомительный характер, – сообщает Нина Ряполова, заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Омской области. – С плановой проверкой мы придём к нему только через три года. Исключение, по закону, лишь для тех, в адрес которых поступила жалоба.

И хотя жалоба становится основанием для штрафных санкций (в размере 5 тыс. руб.), частники не спешат заявлять о себе. При этом чище их бизнес не становится и в прямом, и в переносном смыслах. Только за один день в Роспотребнадзор от жителей Омска поступает в среднем по 40 жалоб. Люди возмущаются тем, что отравились в кафе, они недовольны мусором около киосков или просроченными продуктами в магазине и т. д. Получается, ждать «социально ориентированного» отношения к клиентам в этой сфере бизнеса уж точно не приходится.

Предприниматели против…

Но, пожалуй, больше всего страдают коммерсанты от своих же собратьев по бизнесу. Типичен конфликт мелкого арендатора и владельца торговых помещений.

Именно такое несчастье случилось с предпринимателями в Амурском посёлке Омска. Хозяин помещений фактически выставил им ультиматум – съехать уже в начале 2014 года. Обращение в мэрию не помогло: «…решение вопроса находится вне компетенции администрации города Омска», – указывается в ответе мэрии.

Получается, что владельцу частной недвижимости не может приказать даже местная власть. И уже заключённые договоры аренды для него ничего не значат.

– Под угрозу поставлен бизнес предприниимтелей, – поясняет Дмитрий Шейко, общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей ООО «Деловая Россия».

Владелец торговых площадей непреклонен. Обиженные коммерсанты предполагают, что на эти площади планирует зайти некая крупная финансовая структура, которая пока себя не обнаруживает. Да и сам арендодатель ситуацию никак не комментирует. По крайней мере, на официальной встрече в офисе «Деловой России» он не присутствовал. К тому же немногие предприниматели выдержали давление хозяина торговых площадей. Из 16 человек 11 уже отказались от борьбы. Остальные надеются на помощь областной прокуратуры и регионального правительства.

– Мы не против того, чтобы в российском бизнесе были крупные финансовые структуры, банки, гипермаркеты, – говорит Анна Абакумова, исполнительный директор частного предприятия. – Но дайте и нам, мелким ИП, спокойно работать. Мы должны выживать, кормить свои семьи. Наши услуги востребованы большинством омичей.

Кстати
В США, например, законодательно определён абсолютный приоритет государственных интересов поддержки и защиты малого предпринимательства. С этой целью создана администрация малого бизнеса (SBA). Правововую защиту предпринимателей осуществляет отдел адвокатуры, без разрешения которого не может быть принята ни одна норма, влияющая на положение малых предприятий. Этот отдел представляет интересы малых предпринимателей в суде и конгрессе. Таким образом предотвращается правовое давление на них. SBA обновляет и развивает различные программы поддер­жки малого предпринимательства. Их насчитывается уже более десятка. Каждая из программ рассчитана на определённый сегмент рынка и круг клиентов. Филиалы SBA работают по всей стране, всего открыто около 1 000 региональных подразделений. Они помогают предпринимателям в различных вопросах – от технического содействия до оформления заявок на получение кредитов.

Почему штрафы одинаковые?

Сергей Шумилов, генеральный директор крупного медцентра:

– В России очень много законов, осложняющих жизнь малому и среднему бизнесу. В частности, индивидуальный предприниматель вынужден платить многочисленные налоги, с которыми он с трудом может разобраться. Мало того, что он должен заботиться о непосредственном выживании своего дела, так ещё и быть семи пядей во лбу в области налогообложения. Не лучше ли создать упрощённый вариант налога, чтобы люди не мучились с этой арифметикой? Также поражают нормы административного кодекса: у нас одинаковые штрафные санкции и для ИП, и для предприятий-монополистов: 5-10 тыс. рублей. То, что для одного может стать помехой для дальнейшего ведения бизнеса, другому – как слону дробина.

Решать вместе!

Денис Кушнер, начальник управления торговли и предпринимательства регионального минэкономики:

– К сожалению, презумпция добросовестности предпринимателей не выдерживает критики. Отечественным предпринимателям ещё далеко до их западных коллег, где репутация всего дороже. Изменения в налоговом и пенсионном законодательстве также не способствуют стабильности в малом и среднем бизнесе. В этом году значительное увеличение страховых взносов подтолкнуло многих предпринимателей к закрытию своего дела. Все эти проблемы мы готовы решать совместными усилиями, оказывать содействие по всем вопросам. Но нам необходим оперативный отклик и от самих предпринимателей. Специалисты областного минэкономики готовы рассматривать их предложения.

Бизнесменам не хватает мозгов?

Бизнес бизнесу рознь, его нужно вести, учитывая не только экономическую выгоду, но и интересы города, людей, в нём живущих. Внешне Омск в отдельных районах стал напоминать коммуналку из-за обилия магазинов, бутиков и торговых лавочек.

– Это уродует облик города, – уверен известный омский краевед Владимир Селюк. – В Петербурге тоже огромное количество исторических зданий принадлежит частным лицам. Но там предприниматели поумнее наших будут.

Дело в том, что когда они решают открыть в каком-нибудь памятнике культуры, к примеру, магазин, то приглашают для этого дизайнеров и архитекторов. В итоге из здания делают практически игрушку! Поэтому нашим предпринимателям нужно обращаться и прислушиваться к профессионалам. От этого всем польза – и дома не пострадают от подобных вмешательств, и частный бизнес оживится и будет развиваться. В Омске же часто случается, что интеллекта для этого не хватает. Зачем на бывших Московских рядах по Любинскому проспекту в одном доме сделали из окна дверь? Нужно с уважением относиться не только к своей истории, но и к людям, которые эти здания строили.

Смотрите также: