Новоразвалюха. Для омских переселенцев строят некачественные дома

Александра Горбунова / АиФ

Часть уже расселена, но, судя по периодически вспыхивающим скандалам в СМИ, не все переселенцы довольны новым жильём.

   
   

Так, жильцы жалуются на отсутствие вентиляции и плохую теплоизоляцию, что приводит к появлению плесени на стенах; некачественно выполненные отмостки вокруг домов, трещины фундамента, стен и прочие недостатки. Помимо этого, при строительстве в некоторых районах Омской области не были учтены природные особенности почвы, а именно высокий уровень грунтовых вод, в результате новые дома оказались окружены водой, что не лучшим образом сказывается на здоровье проживающих там.

Во всём виноват глава?

Новое жильё для людей, живших ранее в ужасных условиях, должно было принести радость, но из-за строительных дефектов стало полным разочарованием. По словам заместителя гендиректора Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергея Сучкова (Москва), в России часть новых домов, построенных по программе переселения, уже признана аварийной, и надо их либо сносить, либо реконструировать.

Представители фонда проверили в Омской области дома переселенцев и подтвердили их плачевное состояние.

«Мы побывали в семи районах, осмотрели дома, во многих были обнаружены существенные недостатки. В связи с этим они попали в федеральный реестр по качеству домов, - рассказал Сучков. -  В списке находится 51 дом - Омская область является лидером российского антирейтинга».

Дефектные дома располагаются на территории 14 районов области. Сергей Сучков полагает, что при реализации программы были допущены системно-организационные ошибки. Другими словами, в сложившейся ситуации виноваты главы администрации районов, которые выбрали не те способы переселения, нашли не тех подрядчиков, плохо проводили строительный контроль.

Так ли это и почему такое благое дело как строительство, имея хорошее финансирование,  обернулось злом? Как пояснил руководитель регионального центра «ЖКХ Контроль Омск» Алексей Сокин, наша область по программе переселения  получила 3,3 млрд руб. за весь прошедший период.

   
   

«Каждый район реализовывал программу по своему усмотрению, - пояснила исполнительный директор регионального центра контроля в сфере ЖКХ Мария Заздравных. - Например, администрация Русско-Полянского района просила застройщика в обязательном порядке подключать дома к природному газу, а в других районах подключение газа делали сами жители после того, как заселились. Как объяснили главы районов, это зависело от стоимости квадратного метра строящегося жилья. Винить кого-то, что за выделенные суммы построили что смогли, не стоит».


Фонд содействия реформированию ЖКХ может ­помочь муниципалитетам профинансировать услуги эксперта для оценки качества дома.


Другой вопрос, что нужно было отслеживать дефекты, существенные для дальнейшей эксплуатации домов. Однако муниципалитет не отслеживал это, в лучшем случае переводил все обращения на застройщика, а если того не было,  вообще не давал ответа. Жители обращались к главам устно, никуда не писали, поэтому привлечь к ответственности никого невозможно.

Чтобы не допустить появления такой беды, как «новоаварийный» дом, нужна система контроля, считает начальник государственной жилищной инспекции Омской области Александр Бурых.

«В муниципалитетах должны быть компетентные люди, которые бы отслеживали качество строительства не только на этапе приёмки дома, но и в процессе его возведения, - сказал Бурых. - В момент подписания акта о приёмке работ между подрядчиком и собственником дома должны присутствовать специалисты, общественные наблюдатели, контролёры, потому что пожилой человек, которого переселили из ветхого жилья, явно не имеет компетенции, чтобы оценить качество нового строения».

Кому жаловаться?

Собственник, подписывая акт о введении дома в эксплуатацию, берёт на себя обязательства за своё жильё. Если дефекты обнаружены в рамках гарантийного срока, то всё просто: поскольку заказчиком был муниципалитет, жилец может обратиться туда, чтобы   подрядчика заставили  исправлять недочёты.

«В гарантийный срок собственник проблемного жилья  должен организовать все претензии в виде переписки, а не устно, - подчеркнул начальник ГЖИ. - Можно обратиться в надзорные органы - Госжилинспекцию или Роспотребнадзор. Также люди обращаются в Фонд содействия реформированию ЖКХ через сайт ведомства».

Смотрите также: