Слово «санкции» уже давно навязло на зубах у россиян. СМИ не устают регулярно «радовать» население очередными новостями о ценах, которые кусаются, царапаются и, кажется, скоро начнут драться.
– Я в жизни не обращала внимания на цены, – разводит руками 26-летняя омичка Алиса Черникова. – Сегодня зашла в один из супемаркетов в городе и поняла, что бутылка кефира там стоит в среднем от 60 до 70 руб. вместо прежних 40 с копейками. Я что-то упустила из омского ценообразования? Моей зарплаты почему-то перестало хватать на продукты.
Куриные метаморфозы
– Я раньше всегда покупала «Алтайского бройлера» за 95 руб., а сейчас стоимость куриной тушки – 135 руб., – недоумевает омичка Ольга Соловьёва. – Я не могу понять, рост цен на 45 руб. – это тоже 1%?!
С курами действительно за последний месяц произошли значительные метаморфозы, что регион объясняет повышением закупочных цен у иногородних поставщиков.
– Все участники рынка понимают, что должны играть по правилам региона, – комментирует Денис Денежкин, первый заместитель министра экономики Омской области. – Мы уже урегулировали ситуацию по хлебу и омским курам. Сейчас стабилизируется ситуация с ценой на рыбу. Крупнейшие торговые сети заключают соглашение о взаимодействии по ценам и привлечении омских производителей в работу. Иными словами, чтобы на полках наших супермаркетов появилось больше омской продукции.
Легко отделались?
Что примечательно, мониторинг проводится во всех торговых сетях, однако, в так называемых элитных супермаркетах (чья «элитность» стала почему-то особенно заметна в последнее время), ценники на ту же молочку выросли далеко не на 1%. Та же ситуация в небольших несетевых магазинах, которые закупают товар небольшими партиями и вынуждены делать наценку. Каких-либо мер наказания не существует, но регион всё же старается регулировать ситуацию в массовых торговых сетях. Сами руководители крупных торговых сетей уверяют, что Омск ещё легко отделался от ценового бума.
– Мы находимся далеко от центральной части России и шок, который испытала торговля в Питере, Москве и Калининграде, был для нас не таким сильным, – говорит Виктор Шкуренко, владелец популярной торговой сети Омска. – В омских магазинах очень небольшая доля импортных продуктов, попавшая в список запрещённых. Что касается цен, то рынок есть рынок. Он реагирует на запрет продуктов. Много вопросов возникает к сырам, и сейчас трудно сказать, что за одно мгновение наша российская промышленность переориентируется, и мы увидим какие-то новинки в этой продукции. Должно пройти не меньше чем полгода. Но могу сказать: омские потребители в основном выбирают отечественные продукты.
Рост цен до конца года, по прогнозам экономистов, составит не более 4%. В «группе риска» – овощи, фрукты, рыба, морепродукты, говядина, свинина, сыры и молочные продукты. То есть практически всё. Уже сейчас заметили в магазинах резкий скачок цен? Звоните в редакцию – разберёмся.
Подоражает рыба и говядина
Игорь Ковалев, замдекана факультета экономики ВШЭ:
– Цены вырастут на продукты, которым сложно найти замену, например, на красную рыбу, мраморную говядину, некоторые виды сыров. Думаю, стоимость на них поднимется максимум на 10%. Общее подорожание продуктовой корзины будет небольшим, это скорее произойдёт из-за сезонного фактора, конъюнктуры и валютных колебаний. Списывать всё на санкции и их последствия нельзя. Пустых полок в магазинах точно не будет; да, пропадут на время некоторые деликатесы – гурманы переживут. На замену прежних торговых партнеров России придут Китай, Латинская Америка, страны СНГ, Сербия. Они сами рады воспользоваться возможностью проникнуть на наш рынок. Также будем развивать своё сельское хозяйство, у нас всё для этого есть: территории, почва, вода, климат. Я смотрю на ситуацию оптимистично: это шанс на обновление нашего рынка, на перемены; в игру войдут российские производители, мы уйдем от энергозависимой экономики.
Сезонный рост
Виктория Берлай, старший эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка:
– Традиционно осенью и зимой растут цены на молочные продукты – это называется сезонное подорожание. Цены растут в среднем на 10%, если рост будет выше, то это уже спекулятивные махинации. Заметила, что некоторые компании пользуются ситуацией и повышают необоснованно цены на молочку. Я уверена, что сейчас они заработают, но уже в октябре, когда страна найдёт новых партнеров, эти компании не смогут продавать свои продукты по высокой цене. В итоге они проиграют. С прилавков молочка не пропадёт, её заменит импорт, та же Беларусь, у которой перепроизводство молочных продуктов. Российские производители, к сожалению, не смогут полностью обеспечить наш рынок, их вклад вообще минимальный. Дело в том, что у нас нет дополнительных объёмов сырого молока. России придётся где-то закупать либо сухое молоко, либо запускать свои молочные комплексы. На это потребуется 2-2,5 года.
Предпосылок для роста цен нет
Вячеслав Телегин, председатель совета Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России:
– Российские фермеры не видят объективных предпосылок для повышения цен на продукты. Цены на отечественную сельхозпродукцию не увеличились: оптовые даже ниже, чем в прошлом году. У нас другие проблемы – нужно налаживать поставки от производителей на прилавки. По всей стране 220 тысяч фермеров, а логистики нет. Ещё одна проблема: крупные сети супермаркетов, директора которых иностранцы, предпочитают закупать товары за границей, а не в России. Хотя у нас продукция дешевле и не уступает по качеству. Например, килограмм египетской картошки стоит 33 рубля, а астраханской – 18 рублей. Но закупают все равно в Египте. Бывало и такое, что овощи просто пропадали из-за отсутствия рынка сбыта. Поэтому для региональных фермеров введённые санкции – это шанс прорваться на рынок.