В репродуктивную пору сейчас вступило поколение 1990-х; дети перестройки вряд ли смогут повысить рождаемость в России.
Но тут уже в дело идут другие силы - каждого нового человека будут холить и лелеять. Причём ещё внутриутробно. В показателях нацпроекта «Демография» до 2024 года предполагается снизить уровень младенческой смертности до 4,5 промилле.
Как обстоят дела в Омской области, почему закрыли роддома в райцентрах, как действует госпрограмма расширенного скрининга новорождённых и как пандемия COVID-19 сказалась на здоровье будущих мам, рассказал «АиФ в Омске» доктор медицинских наук, главный неонатолог Министерства здравоохранения РФ, ректор Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Дмитрий Иванов.
За сотни километров
Наталья Корнеева, omsk.aif.ru: Дмитрий Олегович, как вы оцениваете ситуацию с рождаемостью в Омской области?
- Благодаря чему, как вы думаете, этого удалось достичь?
- Почему и в результате чего - здесь нельзя выдвинуть какую-то одну причину. Во-первых, произошло формирование так называемой трёхуровневой системы оказания помощи и наблюдения за беременными женщинами, а мы понимаем, что даже сама по себе эта организация в общем-то на такой большой территории, как Омская область, является высоким достижением. Мы обсуждали это на встрече в Омске и касались вопросов взаимодействия с Усть-Ишимом - 500 км от областного центра! Но и с этим справились.
Во-вторых, было закуплено огромное количество оборудования, приведён в порядок перинатальный центр. В Омской области создано «якорное» учреждение, которое курирует центральные районные больницы и акушерские пункты. В-третьих, идёт переподготовка специалистов и повышение квалификации, в том числе в федеральных клиниках. Связь с федеральным центром осуществляется онлайн в любое время, и наши омские коллеги этим активно пользуются. Так что это не одна причина, это совокупность и работа всех, направленная на сохранение жизни и здоровья наших малышей: начиная правительством и заканчивая медсёстрами и санитарочками.
- Если мы говорим об Усть-Ишиме, то почему закрыли роддома в центральных районных больницах? Сами же отмечаете расстояния.
- К сожалению, статистика такова: как ни наблюдай будущую маму, 10% новорождённых будут требовать той или иной помощи, 5% - реанимационной. Рожают в маленьком родильном доме 100 детей в год, а помощь потребуется пяти малышам. Квалифицированного специалиста, который постоянно сталкивается с такими ситуациями, там не будет. Поэтому вероятность ошибки многократно возрастает. Эффективная помощь будет оказана в перинатальном центре. Мамам кажется, что дома рожать лучше, но мы действуем в интересах жизни и здоровья наших малышей.
Новорождённых - на дообследование
- Какие задачи вы ставите перед службами родовспоможения сейчас?
- Чтобы у нас и дальше продолжала снижаться младенческая смертность, особую актуальность приобретает инвалидизация. Важна не просто выживаемость ребёнка, не только снижение смертности (а в этом мы достигли блестящих результатов: у нас смертность в стране меньше, чем в США и Китае, и, в общем-то, сравнима с ведущими европейскими странами), хочется, если у ребёнка возникли какие-то проблемы, чтобы последствия их были минимальными. Чтобы он был абсолютно здоров.
- Многие врождённые и наследственные заболевания можно держать под контролем и успешно лечить, если вовремя обнаружить. Как проходит неонатальный скрининг в 2023 году?
- В 2021 году премьер-министр России отметил, что в нашей стране увеличивается количество заболеваний, которые должны быть диагностированы сразу после рождения. Раньше все дети проходили скрининг только на пять заболеваний, сейчас практически на 40 - это очень трудоёмкий процесс, чтобы вся страна перешла на такое, тем не менее мы смогли это сделать.
С 1 января 2023 года каждый ребёнок, вне зависимости от того, где он рождается - в ЦРБ или в крупной федеральной клинике, обследуется на эти 40 новых нозологий. И это уже оправдало себя: мы видим десятки (а может, сотни) вновь диагностированных заболеваний, которые подлежат лечению. Это спинально-мышечная атрофия, первичные иммунодефицитные состояния, которые без диагностики, к сожалению, не выявить. Так что скрининг ведёт к снижению смертности.
- А уже есть какие-то показатели этого?
- Давайте дождёмся следующего года, когда будет известно количество детей, не погибших благодаря своевременной диагностике.
Страшный COVID-19
- Есть ли отличия в службах по родовспоможению у нас и за границей?
- Конечно. Если мы возьмём обычную неосложнённую ситуацию, на родах присутствуют акушер-гинеколог, анестезиолог, который обеспечивает обезболивание женщине, и неонатолог, который окажет в случае чего помощь новорождённому. В европейских странах в 70% принимает роды средний медицинский персонал. Врач при этом не присутствует.
- Ковид разделил жизнь на до и после. Какие-то изменения вы наблюдаете у беременных, у молодых мам?
- Ковидная пандемия отразилась на здоровье женщин: мы видим увеличение различных тромботических осложнений. Я думаю, требуются более длительные наблюдения. Пока мы фиксируем - неблагоприятная ситуация есть.
- Здоровью женщине - особое внимание?
- Мы возвращаемся к концепции, которая была сформулирована в советское время: каждую девочку необходимо рассматривать как будущую маму. А это как минимум диспансеризация с подросткового возраста. И скажу так: детей нужно заводить вовремя, потому что надо успеть дожить и вырастить внуков. Рожать нужно как можно раньше, лучше до 25 лет.