Рыцарский дух: в Омске прошёл фестиваль средневековой культуры

Фото Анастасии Трифоновой

Если вы до сих пор уверены, что рыцарские доспехи и меч были неподъёмными для современного человека, что историческая реконструкция – «а, это те, что Толкиена начитались, и в эльфов в лесу играют», что, наконец, в наше время нет места чести, подвигу и отваге – вы просто ни разу не были на ежегодном фестивале воинской культуры.

   
   

 

Нынешний «Щит Сибири» проходит уже в девятый раз, и через год он начнёт отсчёт второго десятилетия своей истории. А то, что его история насыщенная и богатая, сомневаться не приходится – постоянные участники фестиваля готовы делиться воспоминаниями, впечатлениями, надеждами на будущее.

Они сражаются за идею

– История фестиваля сложная, но он ежегодный, традиционный, хотя иногда место его проведения меняется, – рассказывает Евгений Пусев (более известный как сэр Джон «Железный кулак» из Йорка) ветеран сибирского реконструкторского движения и один из основателей «Щита Сибири». – Идея возникла у троих людей: Антона Панькина (нашего бессменного ведущего фестиваля), Василия Минина (в настоящее время возглавляет клуб «Наследие Сибири»), и у меня. Я занимался, в основном, боевой подготовкой людей.

В ходе фестиваля мы акцентируем внимание именно на битвах. Нам нужна, разумеется, и историчность – мы соблюдаем временные рамки выбранных веков. Вообще, идея нашего фестиваля – традиция и рыцарский дух. Всякое дело сильно традицией, и «Щит Сибири» – тоже. И я всегда буду отстаивать этот принцип, поэтому меня можно назвать идейным борцом за этот фестиваль. По поводу рыцарства: конечно, мы знаем и свою историю, знаем, что рыцарей в Сибири не было никогда. Никто не знает до конца, как всё было на самом деле, но мы пытаемся воссоздать дух рыцарства.

Помимо поединков зрители могли насладиться и музыкой. Фото Анастасии Трифоновой

Женское лицо реконструкции

Историческая реконструкция – увлечение настолько многогранное, что любой человек может реализовать себя в нём, в зависимости от своих талантов и возможностей. Люди, увлекающиеся старинной музыкой, часто образуют группы, которые играют на фестивалях. Танцевальные коллективы (особенно популярны на исторических фестивалях ирландские танцы) также часто принимают в них участие, выступая в перерывах между боями. Те, кто занимается различными ремёслами: чеканкой, литьём, ткачеством, гончарным делом, тиснением по коже – устраивают на фестивалях ярмарки. И, разумеется, те, кто увлечён воинским искусством, принимают участие в боевой программе.

Реконструкция – хобби, которое объединяет людей независимо от профессии, возраста, пола. Женщины и девушки в этом движении – персонажи особенные. Большая их часть предпочитает направление «living history», то есть «живая история», которое подразумевает воссоздание быта той или иной эпохи. Но мировая история и культура знают и помнят женские образы, тесно связанные с войной и воинским искусством: это и валькирии из германской мифологии, и легендарные амазонки, и реальные персонажи – Жанна Д’Арк, Надежда Дурова и многие другие. Женщины, принимающие участие в поединках и стеночных сходах, становятся всё более распространённым явлением, на некоторых фестивалях даже появляются женские турнирные номинации. И на «Щите Сибири» нашлась героиня, которая и вражий клинок на лету остановит, и в бугурт (групповой бой. – Ред.) без риска для здоровья войдёт. Правда, в бой Александра Попова идёт в образе воина-степняка Золотой Орды:

   
   

– Постигать воинское искусство решила, когда поняла: готовить научилась, а танцы, увы, не моё, – улыбаясь, признаётся девушка. – За год собрала полный монгольский комплекс XIV века, тренировалась с парнями из ВИК «Братина». В боевой номинации выступаю впервые.

Кто сказал, что у войны не женское лицо? Фото Анастасии Трифоновой

На вопрос, поддерживают ли её увлечение друзья и близкие, девушка отвечает утвердительно:

– Друзья, конечно, меня поддерживают – на то они и друзья. Хотя, муж сначала переживал – он сам долгое время участвовал в боях, травмы были, он на себе всё это испытал.

Для воинского духа преград нет

То, что фестиваль растёт и расширяется не только количественно, но и качественно, отмечают многие участники. Всё шире раздвигаются и временные рамки, и географические. Подтверждением тому являются показательные выступления школы японского фехтования «Тенсин Сёден Катори Синто Рю», которая уже второй год включаются в программу «Щита Сибири». Нужно сказать, что организаторы мероприятия сделали исключение для данной школы – ребята пока что выступают без историчных костюмов, но, как заметил ведущий Антон Панькин, самое главное – они реконструируют воинский дух, у которого нет временных и территориальных границ.

Под звон клинков и скрежет стали. Фото Анастасии Трифоновой

– Наша школа – не школа солдат или наёмных убийц, – поясняет Евгений Бутусов, руководитель Омского отделения «Катори Синто Рю». – Она зародилась семь веков назад, и отличалась тем, что была крайне демократичной для своего времени: двери её были открыты для всех – от простого крестьянина до самурая. Приблизительное название школы в переводе на русский язык означает «правильная передача воинского знания». В нашу учебную программу входит несколько видов оружия: меч, боевой шест, нагината (японский аналог европейской алебарды).

 

Несмотря на кажущуюся свободу движений, ученики школы могут оттачивать каждую из техник годами. Любое оружие требует концентрации при работе с ним. Двуручный меч-катана и увесистая нагината-алебарда учат контролировать центр тяжести, а боевой шест – несмотря на кажущуюся его безобидность – великолепно развивает координацию и умение держать дистанцию между собой и противником.

Прогресс в развитии «Щита Сибири» отмечает и гость из Красноярска, Андрей Грязнов, представляющий клубное объединение «Северная башня»:

– Я являюсь гостем фестиваля уже четвёртый год подряд: впервые приехал с сыном в 2009 году. Также был в Омске в 2010 и 2012 годах. На юбилейный «Щит Сибири» надеемся приехать снова вдвоём, но уже в боевых комплектах, – сейчас Андрей в костюме состоятельного гражданина Северной Италии, в конце 15 века входившей в состав Тевтонского ордена. Действительно, любовное отношение человека к своему образу, который проработан от сапог ручной работы до историчных очков в деревянной оправе, видно сразу, недаром говорят, что истинная реконструкция – в мелочах.

– Фестиваль растёт, это видно по уровню бытового обустройства участников, по обустройству лагеря, – тем временем продолжает Андрей. – Видно, что костюм и доспех становятся качественнее. Всё шире рамки фестиваля: сейчас его уже можно назвать мультивековым. Представлено раннее Средневековье – викинги и славяне, позднее Средневековье – Европа и Русь XIV-XV века. Есть ребята, ориентированные на Восток – степь XIV века, монголы. Также в этом году представлен XVI век – ландскнехты. В этом году, уже во второй раз, фестиваль международный – 12 человек приехали из Казахстана (Астана и Павлодар), представляют европейское рыцарство XIV века. Это очень радует. Хотелось бы отметить Тевтонский орден из Омска: мало того, что они сделали свой лагерь, так ещё и организовали и выставку, и ярмарку средневекового хэнд-мэйда, организовали площадки для стрельбы из пушки и лука, метания копий. Радует популяризация истории, к которой можно прикоснуться вживую.

Зрители получили настоящее удовольствие от боев. Фото Анастасии Трифоновой

Назад в будущее

Два дня фестиваля промелькнули незаметно. Отыграли музыканты, девушки – танцовщицы устало присели на краю сцены, отшумела ярмарка. Определились победители одиночного турнира и стеночного схода «пять на пять» – личную победу увёз в Новосибирск боец по имени Беждрих из Штрижницы (он же Илья Есик), а командная досталась ребятам из Казахстана.

К вечеру у костров лагеря «живой истории» уже не было разделения по странам и эпохам: викинги сидели рядом с европейскими рыцарями, русские ратники – вперемешку с ландскнехтами, самураи – бок о бок с монгольскими воинами. Никто не спешил возвращаться в настоящее (или будущее?), ведь уже на следующий день гостей фестиваля ожидала дорога домой, а омичей – работа и повседневная обыденная жизнь. Но и участники, и зрители забирали с собой самое главное – ощущение того, что праздник чести, воинского духа и военного искусства состоялся. А это значит, что традиции, которые могут объединять людей, живы, и продолжают жить.

Кто устал от мужчин в доспехах мог посмотреть на очаровательных танцовщиц. Фото Анастасии Трифоновой