«Трагическое рождение железного мальчика» вышло не таким уж трагичным. Спектакль легко и ярко изображает молодую семейную пару: мужчина и женщина живут в квартире, окруженные огромным количеством техники: муж все время сидит у компьютера, а жена готовит на кухне с помощью всевозможных бытовых приборов. На годовщину свадьбы муж дарит своей супруге микроволновую печь, о которой она так мечтала. И вот уже во сне женщина видит не малыша, которого они с мужем каждую ночь звали к себе, а прекрасную многофункциональную микроволновку…
У пары рождается ребенок-робот, но суждено ли ему обрести свое место в семье живых людей? Вопросами отношений человечества и машин задается режиссер Рамин Саярдаши в своей постановке. Спектакль почти полностью игровой, за исключением того, что мир техники и сны героев показаны с помощью театра теней, а кукла здесь всего одна – сам Железный мальчик.
Режиссер спектакля Рамин Саярдаши ответил на несколько вопросов о своем спектакле.
Почему вы решили поставить рассказ Тима Бертона?
– Я нашел эту историю два года назад – она входит в цикл рассказов Тима Бертона и называется «Мальчик робот». Сюжет меня поразил, т.к. он рассказывает необычную историю о противостоянии людей и машин. Эта история очень подходила именно для кукольного театра. Я переписал рассказ и сделал пьесу. Но в моем варианте было много нестыковок, пришлось посоветоваться с труппой и драматургом, чтобы отредактировать все именно с точки зрения кукольного театра. На стыке кукольного театра и живой игры актеров и родился этот спектакль. Сегодня на сцене была представлена последняя версия этой пьесы.
Тяжело ли было изобретать выдуманный язык, на котором общаются герои?
– Выдумать этот фантастический язык было не так уж сложно. В рамках созданного фантастического концепта найти слова для придуманного языка было естественным делом. Я просил актеров и актрис говорить на фарси, а потом они брали смысл всей фразы, видоизменяли основное слово – и получился этот фантастический язык. Хотели сделать субтитры для русских зрителей, но т.к. язык выдуманный перевод не потребовался.
Как вы думаете, машины на самом деле угрожают людям или это всего лишь фантазия?
– Это и угроза, но в то же время и просто фантазия. Нужно помнить о том, что история в действительности фантастическая, но мы говорим о том, что машины могут угрожать людям, если человек не научится обращаться с ними с осторожностью. Сейчас мы часто можем видеть молодых людей, которые не мыслят свою жизнь без компьютеров и смартфонов, в частности, можно наблюдать эту ситуацию в Иране, где молодые люди все время погружены в какой-то гаджет. Для них это уход от обычных живых отношений, в этом и есть угроза, молодые люди будто хотят соединиться с машиной.
История страшная, но рассказана довольно легким языком – это особый подход к первоисточнику Тима Бертона?
– В действительности, подтекст истории достаточно страшный, но никто не хотел пугать зрителей, мы хотели показать, что существует и веселый взгляд на эту проблему. Мы можем видеть противостояние человека и машины везде, особенно это часто отображается в современном кинематографе, и в частности, в фильмах Тима Бертона. Но хотелось добавить комедии, я очень люблю этот жанр. Если посмотреть на сам рассказы Бертона, то там все сюжеты рассказывают про странных существ, которые не могут найти понимание в мире людей, именно поэтому эти герои очень одиноки. Я увидел этот зловещий подтекст о существовании человека и машины и хотел изобразить его на сцене, в большей мере спектакль – это наши мысли о теме, нежели дословная постановка сюжета Тима Бертона.
По итогам фестиваля, которые были подведены 20 мая, спектакль получил приз «Новация фестиваля».
Справка
Театральное объединение «Дон Кихот» было основано Альясгаром Дашти и Назимом Ахмадпуром в 2001 г. в Тегеране. С 2001 г. объединение реализовало более 10 проектов, которые были представлены на ведущих сценических площадках Тегерана. Также группа принимала участие в театральных фестивалях в Германии, Испании, Италии и Швейцарии.
Смотрите также:
- Внучка омских кукольников представила на «Академии» французский театр →
- «Золотая маска» в Омске. Что показали столичные театры? →
- Егор Дружинин: «Клоунада – это актёрство в таблетке» →