В Омске проходит очередное громкое театральное событие – IV фестиваль моноспектаклей «ЧАТ». Во второй день, 2 апреля, всем желающим представилась возможность познакомиться с удивительным прочтением классики от режиссёра Владимира Деля.
Молодёжный театр «Предел» из Рязанской области на сцене Драматического лицейского театра представил на суд жюри и зрителей спектакль под названием «Мы не умрём сегодня вечером» (16+) по пьесе Жана Ануя «Антигона». 10 совершенно непохожих друг на друга ролей сыграла талантливая актриса Елена Талалаева.
История о двух мирах
Театр впервые принимает участие в фестивале моноспектаклей «ЧАТ». Режиссёр Владимир Дель вступает в спор с традицией и заново открывает давно знакомый текст. Однако стоит напомнить, что «Антигона» Жана Ануя представляет собой модернизированную версию одноимённой трагедии Софокла, которой уже более двух с половиной тысяч лет.
Жан Ануй практически не тронул античную первооснову и даже оставил в качестве основного рассказчика хор, который повествует о том, что проходит между сценами. В постановке Владимира Деля хор также сохраняется, правда, выступает он в узнаваемых с первого взгляда амплуа: новостного эфира, рекламного ролика, аукциона и даже экскурсовода, который ведёт группу туристов на место древней трагедии.
Французский драматург добавил в пьесу антуражные детали, приближающие её к новому времени действия: сигареты, водку, чеснок; Владимир Дель пошёл по этому же пути, ещё более осовременив сценический видеоряд.
Спектакль «Мы не умрём сегодня вечером» начинается с проникновенной композиции с народными мотивами группы Drammatix под названием «Непокорённый дух», заставляющую затаить дыхание и сосредоточить взгляд на том, что происходит на сцене: как шаг за шагом актриса подчиняет себе сцену. Впоследствии мы увидим, что каждая песня, прозвучавшая в этом спектакле, помогала создавать нужную атмосферу: то «сгущать тучи», то расслаблять и позволять выдохнуть хоть на несколько минут.
10 ролей
В трагедии об Антигоне задействовано десять персонажей, которых Елена Талалаева представила нам под ритмичные звуки игры на ханге.
Гемон – жених Антигоны, юноша, который любит жизнь. Сестра Антигоны Исмена – чувственная красавица, которая хочет нравиться всем. Креонт – дядя Антигоны, царь: крепкий седой мужчина, о чём-то размышляющий, лицо его в морщинах, он утомлён, ему досталась грязная работа - управлять людьми. Эвридика – жена царя: единственный персонаж, у которой в пьесе нет слов, на протяжении всей трагедии она будет вязать, до тех пор пока не придёт её черёд. Трое стражников – не такие уж и плохие ребята, но они готовы схватить любого обвиняемого, даже если тот и не виновен.
И… Маленькая девушка Антигона, которая сидит одна в углу и молчит. Она думает, что вот сейчас из маленькой хрупкой девушки, которую всерьёз никто никогда не воспринимал, превратится в героиню и выступит против целого мира, против своего дяди царя Креонта. Она думает, что умрёт, хотя очень молода и хотела бы жить. Но ничего не поделаешь, её зовут Антигона и она сыграет свою роль до конца.
Преступление или подвиг?
В поставке акт за актом зрители погружаются во все сцены, прописанные Жаном Ануем: разговоры Антигоны с кормилицей и с сестрой Исменой после очередной ночи, когда девушка ходила закапывать тело брата; её прощание с женихом Гемоном и с их нерождённым ребенком.
Далее следует объяснение с царем Креонтом, который требует образумиться и предупреждает, что даже царская кровь и родство с ним не спасёт от возмездия за неповиновение власти; отказ Антигоны повиноваться; мольба Гемона перед царём-отцом об отмене казни; эпизоды со стражниками, ловящими Антигону на месте преступления и ведущими на казнь; самоубийство Гемона после заточения Антигоны и его матери Эвридики после смерти сына; и мнение плебса о том, что царю перечить нельзя, а то вон что получается.
«Трагедия тем и хороша, достаточно лишь небольшого толчка, и сработает весь механизм. Трагедия – дело чистое и верное, в трагедии чувствуешь себя спокойно, потому что знаешь, что нет никакой надежды, даже самой паршивенькой. Ты загнан, загнан как крыса в ловушку, небо обрушивается на тебя и остаётся лишь только кричать, не стонать и не сетовать, а вопить во всю глотку, да и что с того, рассчитывать то всё равно не на что», - резюмирует актриса между актами.
Режиссёру Владимиру Делю и актрисе Елене Талалаевой удалось создать выразительный спектакль о том, что один человек больше способен на любовь, чем целое общество, спектакль, заставляющий задуматься, подвиг или преступление совершила Антигона, нарушив запрет царя и похоронив брата.
«Этот спектакль мы с актрисой Еленой Талалаевой ставили долго, четыре времени года, — признаётся режиссёр. — На репетиции ей приходилось ездить из Рязани в метель, в жару, в грозу, дождь и град. Ей нравится преодолевать. Елена на сцене больше, чем просто красивая и умная актриса. Она – Актёр Божьей милостью».
Казалось бы, 10 столь разных ролей, но каждый раз актрисе, в том числе и с помощью других вещей, играющих наряду с ней (плащ-палатка, серое пальто, кирзовые сапоги, микрофон, разноцветные тряпки, пузырёк с каплями, помойное ведро и игрушка-рыба) удавалось перевоплощаться до неузнаваемости. «Эмоционально», - такие высказывания можно было услышать от зрителей, пока они стояли в очереди в гардероб за своими вещами.