Хоть мы и знаем, что весь мир - театр, а люди существуют в нём актёры, всё-таки существуют те, для кого театр - профессия. Есть ещё и Союз театральных деятелей России.
В преддверии Международного дня театра, который отмечается 27 марта, мы встретились с заместителем председателя Омского отделения СТД РФ по развитию Дома актёра Натальей Швирст. Она рассказала о том, как планирует возрождать некогда сверхпопулярнейшее место в Омске.
Применить полученные знания
Ольга Коробова, «АиФ в Омске»: Наталья Борисовна, в последние годы остро стоял вопрос даже не о выживании Дома актёра, а о его существовании. Поэтому, видимо, и появилась ваша должность?
Здесь играли первые пьесы ставшие потом известными актёры, здесь демонстрировали фильмы, которые нигде не показывали. Это была интересная, насыщенная жизнь. Сам Ножери Чонишвили, который в то время возглавлял Омское отделение СТД, после спектаклей или концертов приходил сюда, смотрел, кто репетирует, что ставят. Он и умер здесь, в библиотеке - сердце прихватило.
Но вначале 1990-е внесли свою лепту в развал театрального сообщества, затем 2000-е, привнёсшие в нашу жизнь интернет, уменьшили потребность вживую встречаться и общаться. Дом актёра стал невостребованным. Остро встал вопрос о его дальнейшей судьбе. И в это время моя жизнь соединилась с Домом актёра.
- Вы же уезжали из Омска?
- Я получила опыт работы в театре, хорошее образование, обучаясь у директора театра им. Вахтангова Кирилла Крока (это был первый выпуск его курса по театральному менеджменту в театральном институте им. Б. Щукина), мне хотелось применить все знания. Мечтала о большой невыполнимой задаче, чтобы все сказали - это невозможно, а я смогла. Так как в Омске я на тот момент подобного не нашла, уехала в Салехард, но там поняла, что не могу без Омска, я - человек своей родины. И вернулась.
В это время Владимир Фёдорович (Витько, председатель Омского отделения СТД. - Ред.) предложил мне заняться возрождением Дома актёра. Он сказал, что тут надо делать что-то невероятное, чего не было раньше, потому что всё, что уже делали, пользы не принесло. И я с радостью согласилась.
- Когда вы пришли в Дом актёра, какой была обстановка?
- Когда я вышла на работу, здесь было минимум персонала - зам по хозчасти, зам по линии СТД и охранник. Я их называла театром одного вахтёра, и меня тогда посещали мысли, что мы взялись за невозможную задачу. Но Владимир Фёдорович всегда говорил, что быстро делается только плохое, а для хороших больших дел нужны время и силы, чтобы что-то вырастить или создать. Я поняла, что не стоит ждать быстрых результатов, надо просто систематично делать то, что мы для себя обозначили.
Продюсерский центр
- Чем сегодняшний Дом актёра отличается от того, что был, скажем, три года назад?
- Сегодня Дом актёра - это единственная в городе независимая театральная площадка, которая предоставляет продюсерские услуги. Если к нам приходит команда и рассказывает о своей творческой задумке, мы подбираем оборудование, элементы декораций, костюмы; рекламируем проект в соцсетях, в дружественных омских сообществах. Также у нас есть распространители билетов, точки продаж, свои билетные бланки. То есть это такая структура, которая разрастается, становится по-настоящему осязаемой и ощутимой.
Ещё уникальность этого места в том, что оно, во-первых, в центре города, сюда одинаково легко добраться из Нефтяников или с Московки, из Чкаловска или с Левого берега. Во-вторых, у нас уютный зал на 300 мест - считается, что для психологического театра это самая подходящая аудитория. Сцена комфортна как для драматических постановок, так и для музыкальных - вокалисты поют без микрофонов, а ведь услышать сегодня живой голос редко удаётся. И пластический театр у нас выступает, и моноспектакли здесь ставятся.
А ещё очень важно, что Дом актёра - это не просто площадка, у нас есть своя история. Здесь, например, вырос Театр живописи Татьяны Филоненко, она рассказывала, как по ночам репетировала. Можно вспомнить и Владимира Витько, который тоже когда-то здесь начинал, а потом у него появилась «Галёрка», и Сергея Тимофеева, нынче худрука Лицейского театра.
Молодёжь, которая приходит сюда, понимает: те, кто сейчас является признанным театральным мэтром, здесь начинали свою творческую биографию. И они вполне могут со временем также стать мэтрами омских (и не только) театральных подмостков.
И бизнес тоже!
- Театр в России, как правило, не может жить на самоокупаемости, ему помогает государство в форме прямого финансирования или грантов.
- Да, существует миф, что театр - это не бизнес, на нём невозможно заработать и это субсидируемая деятельность. Мы решили этот миф развеять, потому что мой учитель Крок на рубль госфинансирования зарабатывает два рубля. И его театр, и пермский «Театр-Театр» успешно ведут коммерческую деятельность.
Наш спектакль «Моя Catherina» (инициатор Степан Дворянкин) идёт с финансовым успехом. Я спорила со многими артистами и творческими деятелями, которые говорили, что нельзя выставлять дорогие билеты - актёров будут за это стыдить, а билеты не будут раскупаться. Но мы решили попробовать, и жизнь показала, что я права. А дорогие билеты продаются быстрее дешёвых. Так что мы уже разрушаем стереотип о неокупаемости театра.
Приведу ещё один пример - на наш первый спектакль-променад в наушниках «Хранители. Омск» пришёл в качестве зрителя предприниматель, который затем спросил, почему мы не делаем из этого проекта бизнес. Можно создать серию, выходить в другие города, продавать франшизу и т. д. Мы честно признались, что идеи есть, а денег нет. Он предложил свои средства, и мы стали партнёрами.
Свой первый спектакль в наушниках мы экономически просчитали, и он оказался прибыльным. Я с этим проектом даже была номинирована на премию «Лучший театральный менеджер» от Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров.
Мы стараемся находить такие решения, чтобы это было содержательно, интересно и высокохудожественно с точки зрения искусства и в то же время прибыльно, потому что Дому актёра нужны средства, чтобы здесь возродилась жизнь.
- И теперь «Хранители» превратились в серию?
- Вы знаете, что первый спектакль-променад был задуман о времени пребывания Достоевского в Омске. Но когда драматурги стали исследовать город, встречаться с людьми, читать омские форумы, они сказали: у вас так громко звучит тема «покинуть Омск», давайте зайдём с этой стороны. Это получилось действительно классно, и уже тогда мы подумали - хорошо, чтобы это была серия.
Вторая часть - спектакль в трамвае. Я сама люблю электрический транспорт, считаю его перспективным, вижу, как к нему относятся горожане. И когда увидела пьесу в трамвае, подумала, что она обязательно должна быть поставлена в нашем городе.
Следующий спектакль будет в реальном бомбоубежище, мы его искали два года, далее задумка - спектакль в ресторане или кафе. Но всё это связано с Омском, так как серия называется «Хранители. Омск», и город там всегда присутствует.
Мы решили с помощью спектаклей создавать всё новые и новые поводы делиться любовью к городу через театр. Надеемся, у нас это получается. И ждём всех на наших новых проектах!