Разное взросление. Открылась выставка, посвящённая детству Достоевского

Наталья Виркунен / АиФ

24 июня в Омском литературном музее имени Достоевского была открыта выставка омского художника-графика, дизайнера, члена Союза художников России Игоря Николаева «Будьте добры!».

   
   

Третья выставка в рамках проекта «Вдохновлённые Достоевским» рассказывает о милосердии и человечности в творчестве писателя. Во многих произведениях Достоевского («Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы») эта тема является ключевой, а отсутствие или присутствие этих качеств – индикатором поведения героев.

Добро и ангелы

Центральная серия работ на выставке «Будьте добры!» - иллюстрации к рассказу Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», где главное место занимает образ невинного страдающего ребёнка, соотнесенного с образом Христа. Кроме того, этот рассказ можно будет прочитать в формате раритетного издания 1885 года, выпущенного в типографии Суворина. Раскрытые страницы старинной книги художник поместил в отдельные стеклянные витрины, добиваясь пространства и глубины.

Название выставки, по признанию художника Игоря Николаева, открывает нам детскую тему в жизни и творчестве писателя. Ведь мыслитель всегда призывал относиться к малышам с особым трепетом. Дети для писателя – как ангелы.

«К тому же сам Достоевский был очень добрым человеком. У него на иждивении были разные родственники, и он всегда легко расставался с деньгами и участвовал в судьбе, казалось бы, почти посторонних людей», - объяснил художник и автор экспозиции Игорь Николаев.

«Рассказ «Мальчик у Христа на Ёлке» мы встречаем в дневнике писателя. Этот мальчик так и остался не названным, у него не было того счастливого детства, которое было у мальчика Фёдора Михайловича, и не было ни одного атрибута. И если вы внимательно прочитаете рассказ, увидите один небольшой фрагмент его встречи со счастьем: когда герой в окне видит новогодний праздничный бал, хорошо одетых детей. Так Достоевский до нас доносит резонансную тему несчастливого детства», - рассказала старший научный сотрудник музея имени Достоевского Ольга Овчинникова.

   
   

Авторская марка

«Картины и элементы экспозиции готовились на протяжении предыдущих полутора лет. В связи с предстоящим тогда юбилеем мне как художнику предлагали различные площадки для тематической выставки к 200-летию со дня рождения писателя. Для художника же это очень важный момент. К тому же ранее у меня уже был опыт работы иллюстрации по Достоевскому. Среди них – выставки «Человек», сборные выставки по творчеству различных омских писателей. Хотя моё направление: художник-иллюстратор. Поэтому сегодня зритель видит созданную серию работ», - рассказал автор выставки.

Игорь Николаев пояснил, что при работе над серией он оцифровал ряд старинных фотографий, местами улучшил качество изображений в цифре, и совместил с художественными марками.

Выставка также дополнена уникальными иллюстрациями, изображающими детские годы Достоевского, а серия фото коллажей о пребывании великого писателя в сибирской ссылке раскрывает альтернативный взгляд на общепринятую историю развития событий.

Многие работы Игоря Николаева выполнены в уникальной авторской технике: в одной иллюстрации совмещены несколько жанров и направлений.

«Все картины сделаны в стилистике 19 века, для зрителя это погружение в детали костюма, быта, эпохи. Я использовал просто фотографии людей той эпохи, это не фото семьи Достоевского, и мне нужно было как-то совместить эти фигуры с писателем. Так вместо лиц появились вставки марок. Это такой абстрактный ход. К тому же я давно занимаюсь авторской маркой: создаю их, рисую, выпускаю ограниченным тиражом. В данном случае каждая марка фиксирует тему, дату, место нахождения. Приведу пример: я нашёл фото пары, похожей на родителей Достоевского. Их лица перекрыты рисованными марками именно с родителей философа», - объяснил нестандартный ход Игорь Николаев.

Писатель о детях

Достоевский – это целый мир со всеми его реальными и воображаемыми противоречиями, возможностями, тенденциями, прошлым, настоящим и будущим. Его творчество вызывало и вызывает до сих пор огромный интерес у всех. На фоне этого богатого исследовательского материала кажется несколько странным, что тема детей, детства, детскости действительно изучалась не столь широко.

«За детскую тему я взялся, потому что мне интересно работать с тем, что ещё не изучено и не переработано. Как любой творческий человек, я хочу и для себя что-то новое открыть», - признался Игорь Николаев.

Что касается детских характеров в литературе Фёдора Михайловича, то исследователь Янтарёва детские персонажи его романов классифицирует на три основных типа: нервные дети (Лиза Хохлакова, княжна Катя), униженные и оскорблённые (Нелли, Илюшечка), дети-феномены (Коля Красоткин, герой рассказа «Маленький герой»). Лейтмотивом же большинства последующих исследовательских статей выступает тема униженных, страдающих детей, ставших зеркалом социальных, классовых противоречий.

«Современное русское семейство становится всё более и более случайным, – пишет сам Фёдор Михайлович. – Именно случайное семейство – вот определение современной русской семьи. Старый облик свой она как-то вдруг потеряла…». По мысли Достоевского, никогда в предшествующие периоды русской истории семейство «не было более расшатано, разложено, более не рассортировано, не оформлено, как теперь».

Дети в «случайных семействах» не сохраняют духовных и нравственных связей с отцами и вступают в жизнь, ничем не связанные с прошлым, с семьёй, с детством. Особенно трагично положение детей в бедных семьях: «Нужда, забота отцов отражаются в их сердцах с детства мрачными картинами, воспоминаниями иногда самого отравляющего свойства. Ребёнок из такой семьи уносит с собой в жизнь «ожесточённое сердце» и «одну лишь грязь воспоминаний».

Наравне со взрослыми

Исследователи отмечают, что Достоевскому характерна тенденция «овзрослять» детские персонажи, заметно изменять своеобразие их восприятия через внедрение в него взрослого сознания и его проблем, делать детей полноправными участниками диалогических романов.

«На выставке звучит тема детства. Причём мы видим детство как счастливое, так и не очень. Понятие «счастливое детство» как таковое возникает во второй половине 19 века в дворянской семье. Это набор признаков, которые определяли принадлежность к сословию: строгий распорядок дня, полная занятость и вовлечённость ребёнка, день был жёстко регламентирован. Ещё одна норма – счастливое детство может проходить, когда оно в поместье. Поэтому отец приобрёл крошечное поместье, и семья там бывала. На фотографиях выставки мы и видим куски этого деревенского детства. Счастливое детство – это и семейные чтения вслух. В семье Достоевского читали стихи Жуковского и Пушкина, произведения Карамзина, Вальтера Скотта. В дворянской семье было принято гулять с детьми. Были нормой семейные обеды, семейные праздники, общение не только с людьми своего круга. Обучали, как обращаться с людьми ниже себя по званию», - углубилась в быт семьи и частично воспоминания Ольга Овчинникова.

Выставка будет работать до 10 сентября 2021 года.