«Если тебе дали в руки микрофон – это ещё не значит, что ты самый умный», – цитирует одного из авторов книги «В кадре и за кадром», изданной к 60-летнему юбилею телекомпании, Татьяна Филиппенко, директор ГТРК «Иртыш».
Как сейчас создаются новости, что такое кризис на телевидении и кто может сорвать прямой эфир? Об этом в интервью «АиФ в Омске».
Ошибки и творчество
Ольга Минайло, omsk.aif.ru: Татьяна Владимировна, вы пришли на омскую телестудию 26 лет назад ассистентом режиссёра. Тогда телевидение страны носило некую печать элитарности. Без желтизны, без погони за рейтингами. Вы сами про телецентр в конце 80-х годов прошлого века что думали?
– При этом ни политические, ни экономические кризисы на телеиндустрию не повлияли? Всё-таки последняя четверть века для всех СМИ - сплошное минное поле и постоянное реформирование. Кризис для ТВ – это что?
– Наверное, кризис наступает тогда, когда нет команды, нет единомышленников. Я очень люблю цитату Михаила Булгакова из «Собачьего сердца»: «Разруха не в клозетах, а в головах…». Так и с кризисом (смеётся). Если мы, вместо того, чтобы ежедневно делать программу «Вести. Омск», начнём петь хором, у нас точно настанет кризис! Телевидение – это, в первую очередь, командный дух. Чтобы сделать даже небольшой сюжет или передачу, нужна внушительная бригада сотрудников: водитель, журналист, телеоператор, режиссёр, звукорежиссёр, инженеры, монтажёры. Когда этого нет или какое-то звено из этой цепи даёт сбой, страдают все. Журналист написал плохой сюжет? Оператор не «вытянет» его картинкой. Оператор плохо снял или звукорежиссёр вовремя не включил микрофон? Тогда вообще всё пропало. Все друг от друга зависят и все должны друг друга подстраховывать.
– А что сейчас может привлечь зрителей в новостях? Люди «перекормлены» информацией.
– До людей нужно доводить объективные вещи, правду жизни. Не обманывать, не лукавить. Новости вообще всеядны. Есть событийное, а есть тематическое наполнение новостного выпуска, и взаимоисключать их нельзя. То есть, нужно рассказывать и о повышении пенсий, и про ЧП, и просто об интересных людях. Недавно у нас был отличный сюжет про священнослужителя старообрядческой церкви, который к выставке «Флора» плетёт из веток кареты. Мне не стыдно за наши новости, хотя ошибки и забавные казусы случаются. Вот недавно поставили в эфир июньский прогноз погоды. Вместо +16°С вселили в омичей надежду на +34°С.
– А что может сорвать прямой эфир?
– Как ни парадоксально, но даже «зависший» компьютер. Совсем недавно, при освоении новой и очень сложной цифровой техники, уже во время эфира выяснилось, что всё идёт не так. Ведущий прочитал все подводки к новостям и, не дождавшись сюжетов, сказал: «На этом наш выпуск завершён!». После эфира провели «работу над ошибками». В прямом эфире нужно быть готовым ко всему. Ведущий не имеет права растеряться в случае непредвиденной ситуации. Бывало, что человек только готовится к эфиру, поправляет причёску, макияж, а на режиссёрском пульте кто-то раньше времени нажал кнопку, и всё это уже показывают по телевизору. Но из таких ЧП мы не делаем трагедии, наоборот, иногда даже подшучиваем сами над собой, что эфирные ляпы только повышают смотрибельность программы. Все мы люди, есть такое понятие, как «человеческий фактор». Так что ошибки были, есть и будут, но лучше их исключать!
Эпоха блокнотов
– Сейчас сложно представить работу журналиста без дополнительных гаджетов – компьютеров, ноутбуков, диктофонов. Помните, как вы сами справлялись без них в эпоху блокнотов и ручек, когда работали корреспондентом?
– О компьютерах и мобильных телефонах в начале 2000-х приходилось только мечтать. Интернет? Его не было и в помине. Главные инструменты журналиста – блокнот, ручка и мозги. Когда записывать в блокнот было лень, старались схитрить и записать у собеседника интервью подлиннее. Операторы нас сразу раскусили и часто ворчали, чтобы мы камеру не превращали в записную книжку и экономили аккумуляторы. Это сейчас есть огромное количество информагентств, облегчающих жизнь корреспондента. А раньше списать было не у кого! Тексты сюжетов – индивидуально собранный эксклюзивный материал. После информационная «добыча» подвергалась сложной обработке: сюжет писался от руки, рукопись передавалась редактору, тот добавлял свои правки, и текст превращался в карту боевых действий. Затем корреспонденты шли в машбюро. А машинистки – наши суровые барышни – каракули и грязь в текстах не принимали, поэтому приходилось переписывать на чистовик разборчивым почерком. Спорить было бесполезно! Развитие технологий – это большая помощь для журналистов. Когда появились первые пейджеры – радовались, как дети. Мобильный телефон и интернет повысили оперативность.
– Старшему поколению телестудии все технические новшества легко даются? Тут молодёжь за развитием технологий порой не успевает…
– Главное – мозги, тогда разобраться можно во всём. Если журналист с мозгами – он снимает интересные сюжеты. Самое сложное на ТВ – придумать сюжет или передачу. Как говорят, фотоаппарат – это кусок железа, к нему мозги нужны. Так и у нас. К 60-летнему юбилею Омской студии ТВ (ГТРК «Иртыш») мы издали книгу «В кадре и за кадром», у которой без малого 53 автора – ветераны телевидения, бывшие и действующие сотрудники компании. Так вот, один из моих коллег конца 90-х – начала 2000 гг. приводит замечательную фразу: «Если ты сделал сюжет и появился в кадре – ты ещё не звезда. Если тебе дали в руки микрофон, это не значит, что ты самый умный. Любой человек, у которого ты берёшь интервью, знает предмет разговора в сто раз лучше». Согласна, журналист должен быть в первую очередь внимательным собеседником, вычленить самое главное и донести информацию до зрителей.
– Кстати, а до какого возраста тележурналист может работать ведущим? И что делать диктору, если он, в силу возраста, уже «неликвид»?
– Диктор – понятие устаревшее. Это человек, который воспроизводит чей-то текст в эфире. У нас все – журналисты, причём универсальные. Сегодня человек в роли ведущего, завтра – корреспондента, а послезавтра – шеф-редактора. Что касается возрастного ценза, то его нет. В эфир можно выходить хоть в 90 лет, если ты не слаб умом и хорошо выглядишь. Хотя раньше существовала возрастная планка и в 40, 50 лет и так далее. Сейчас даже на федеральных каналах новости ведут люди в возрасте, и некоторым далеко за 60. Телевидению все возрасты покорны.
– Возрасты покорны, а вот сельские территории современному телевидению что-то не поддаются. Какая-то странная общероссийская тенденция – сельских телестудий практически не остаётся. В них нет потребности?
– Есть. И к сельской журналистике нужно относиться очень бережно. Те же районные газеты очень востребованы, их читают. У местных газет сохранился авторитет, и на селе печатному, как и телевизионному слову, люди верят. В городе уже не всегда. Может отчасти оттого, что СМИ часто пытаются навязать свою точку зрения, хотя главный закон журналистики – констатировать факты.
– Последние годы не устают говорить о том, что телевидение, как и газеты, сдают позиции...
– Много говорят, что интернет отвоёвывает медиапространство, но мне кажется, что телевидение никогда не сдаст своих позиций. Интернет и ТВ существуют на паритетных началах, развиваются параллельно. Я не знаю, что должно произойти, чтобы люди перестали смотреть телевизор и новости. Почему-то в период кризисов люди начинают скупать телевизоры. В конце концов, не радио же они на них слушают. Так что интернет нам не конкурент.
Смотрите также:
- «Нет войны? Уже хорошо!» Андрей Добров об Омске, журналистике и рок-н-ролле →
- «Нужно смотреть плохие фильмы». Режиссёр Роман Качанов приехал в Омск →
- Омский голос Роман Тырков: «Радио должно нести позитив» →