В Омском государственном театре куклы, актёра, маски «Арлекин» поставили знаменитую «Собаку на сене» Лопе де Вега. История о всепоглощающей любви раскрывает зрителю все её превратности.
Корреспондент «АиФ в Омске» посетил показ спектакля.
В театре кукол — впервые
«Собака на сене» занимает особое место в творческом наследии Лопе де Вега как одна из его самых известных комедий. Произведение показывали по всему миру, неоднократно оно адаптировалось для различных сценических интерпретаций, включая кинематограф.
Особую популярность в России получил кинофильм, снятый Яном Фридом, где главные роли исполнили Маргарита Терехова и Михаил Боярский.
Интересно, что во время показов спектакля даже в период антракта из-за кулис доносились мелодии из этого кинофильма, что создавало особую атмосферу как для исполнителей, так и для зрителей. Но до настоящего времени эту пьесу в театре кукол никто не ставил.
«Я очень люблю наш фильм, в котором играет Боярский. Иногда его пересматриваю, в конце фильма на меня накатывает такое восхищение, что сердце трепещет. Поэтому куклы к этому спектаклю (Теодоро и Диану) я делал с особым удовольствием и вдохновением. Как вы понимаете, это не простая работа. Большую Диану я делал около месяца, так как кукла получилась достаточно сложной, подвижной и состоящей из трёх частей. А Теодоро мне и вовсе очень близок по духу, поэтому делать эти куклы мне было вдвойне приятно», — рассказывает мастер художник-конструктор Александр Колдунов.
Единый образ
На сцене «Арлекина» сложилась уникальная творческая атмосфера, где артисты и куклы создают единое целое. В спектакле задействовано 14 артистов, при этом количество кукол на сцене значительно превышает число исполнителей. Стоит отметить, что зрители не могут воспринимать артистов и кукол по отдельности – настолько органично они сливаются в единый образ.
Это происходит даже на визуальном уровне: между артистами и их кукольными персонажами наблюдается очевидное внешнее сходство. По словам художника спектакля Татьяны Мельниковой, такой эффект синергии между артистами и куклами получился без предварительного замысла.
В спектакле театра «Арлекин» представлены куклы различных типов: планшетные, тростевые и марионетки. Каждая из них обладает уникальными особенностями – у них подвижные глаза, сменные лица, а некоторые даже оснащены специальными колёсами для постоянного движения.
Особенно интересны куклы служанок (Марсела, Доротея и Анарда), которые передвигаются на колёсах, что создает эффект постоянного движения. У куклы Тристана предусмотрена возможность менять лица прямо во время представления.
Слуги любви
Кукольные образы отличаются выразительностью благодаря специальным конструктивным решениям: шарнирные ноги, удлиняющиеся руки и шеи позволяют создавать разнообразные эмоциональные состояния даже при отсутствии подвижного рта.
Вспомогательных персонажей, известных как «слуги любви», отличает особый костюм – традиционные испанские белые рубашки в сочетании с чёрными брюками и красным кушаком. Такой «вневременной» наряд даёт возможность этим персонажам легко трансформироваться в различных существ – от мотыльков до духов-помощников, а также выступать в роли массовки.