Омск - один из крупнейших городов России, расположенный на слиянии рек Иртыша и Оми. Его называют театральным, спортивным, промышленным городом. Но, к сожалению, из поля зрения исчезает ещё одна важная составляющая - литературная.
Заметный след в истории города и Омской области оставило немало писателей. О многих из них знают только в специализированных кругах, простые же жители Прииртышья, далёкие от литературы, часто слышат их имена впервые. В пресс-центре «МКР-Медиа» вспомнили о тех, кто стоял у истоков сибирской литературы, и тех, кто продолжает творить и сегодня.
У истоков
Омскую литературу следует рассматривать как часть сибирской, которая возникла в XIX веке. У её истоков стояли именно омичи по рождению Николай Ядринцев и Георгий Потанин.
Являясь неординарными личностями, занимавшимися и наукой, и литературой, и общественной деятельностью, они призывали посмотреть на Сибирь не как на место каторги и тяжёлых погодных условий - эти двое ратовали за то, чтобы сибиряки становились более образованными, для чего следовало открыть университет.
Ядринцев вместе с Потаниным считали, что в Сибири должна родиться своя литература. Да, она здесь была и раньше, но это была литература пришлых людей, например, декабристов, которых к нам активно ссылали.
Но сибирская литература не смогла бы появиться, если бы не несколько факторов. Во-первых, литераторы - творческие люди, родившиеся на омской или сибирской земле. Во-вторых, подготовленный и образованный читатель, что подразумевает рождение сибирской интеллигенции, которая интересовалась бы местной литературой. В-третьих, создание печатной базы.
По мнению Николая Ядринцева и Георгия Потанина, сибирская литература должна была носить воспитательный характер, и воспитывать она должна «сибирефилов». Учёные пошли дальше теории и решили написать коллективный роман, который стал бы неким эталоном, демонстрирующим на практике, как нужно создавать литературу. Вот только судьба распорядилась так, что роман остался незавершённым.
Взлёты и падения
«Омск в течение двух веков переживал разные моменты и расцвета, и забытья, но он несколько раз становился центром литературной жизни Сибири, - отмечает филолог, научный сотрудник музея «Либеров-центр» Юлия Зародова. - Бурное развитие сибирская литература переживала в начале XX века, когда как грибы появляются печатные издания. В Омске выходит около десятка печатных газет, это было связано с экономическим развитием. За экономикой последовал подъём культуры».
Расцвет в то время переживала вся Сибирь, но самая большая группа литераторов сложилась в Омске.
В 1909 году группа, в которую вошли Александр Новосёлов, Антон Сорокин, Феоктист Березовский и Александр Гниненко, создала литературный кружок. В результате у пишущих людей Омска появилась возможность собираться для общего чтения, представления друг другу своих произведений и дальнейшего их обсуждения. В ходе собраний в том числе решались и серьёзные вопросы литературной жизни, например, как создать журнал или где напечататься. Как говорится, годы идут, но перед авторами стоят всё те же проблемы.
Следующий всплеск культурной литературной жизни произошёл в годы Гражданской войны. Да, в Омск перебралось много писателей из центральной России и других уголков необъятной страны, но феномен литературного братства также породил и целую плеяду омских авторов. Когда революционная волна схлынула и установилась советская власть, в Омске были уже местные литераторы. Неслучайно юный Николай Калмыков писал: «Год 19-й, ты светел остался в памяти у нас».
Именно в это время проявится и талант Леонида Мартынова. Группа футуристов, куда вошёл он вместе с Николаем Калмыковым и Виссарионом Шабалиным, была единственной авангардной в 1921 году за Уралом.
Северные дарования
Много поэтов и прозаиков вышло с северной земли. Их популяризацией в последние годы активно занимается поэт, писатель, заведующий экскурсионным отделом исторического парка «Россия - моя история» Александр Тихонов.
«Изначально проект «Литературное Прииртышье» таковым, каким он стал, не задумывался. Был проект «Тара литературная», его начали развивать как раз в Год литературы. Я начал заполнять сайт информацией, выкладывать материалы о жизни и творчестве различных деятелей, - пояснил Александр Тихонов. - Пришло понимание, что мы нередко говорим о местных авторах, но зачастую ничего о них не знаем».
По мнению Александра Тихонова, знаковой личностью для Омской области является Леонид Чашечников. Он всю свою юность провёл в северной столице региона и уже затем перебрался сначала в Омск, а потом в Астрахань и Подмосковье.
«Появилась своеобразная обида на то, что о Леониде Чашечникове ничего неизвестно, а от него ниточки тянутся к другим литераторам Тары, - признаётся заведующий экскурсионным отделом исторического парка «Россия - моя история». - Я думал: год-два - и у меня будет вся информация о Чашечникове. Но прошло уже семь лет, и только сейчас более-менее оформился сорокастраничный очерк, содержащий практически все материалы: судьбу писателя от его рождения до смерти».
К оформлению институциональному
С 1962 года в Омске действует отделение Союза писателей. У его истоков стояли такие литераторы, как Мария Юрасова, Тимофей Белозёров, Борис Малочевский, Владимир Полторакин, Пётр Карякин и блистательный публицист Леонид Иванов, ставший первым руководителем Союза. А уже сегодня в городе работают два Союза, где состоит достаточно много творческих личностей.
За последнее десятилетие Омск очень продвинулся в книжном плане и в плане стирания белых пятен с литературной карты. Исследователи смогли получить больше информации о том, что происходило в белом Омске, а также составить представление об обществе юных футуристов.
Однако всё же стоит признать, что большое количество писателей, которые жили и писали в Омске, сейчас позабыты.
«Кто сейчас помнит имена Петра Драверта, Леонида Мартынова? Для тех, кто занимается сибирской литературой, это наше всё, но выйдем мы на улицу спросить - и многие ничего не скажут и не вспомнят», - призналась Юлия Зародова.
Многим начинающим литераторам дорогу дал семинар «ПарОм». За время его существования было издано четыре сборника поэзии, прозы и критики, а молодые авторы смогли издать собственные книги. Поэтому можно сказать, что «ПарОм» является некой ступенькой в мир литературы и возможностью вписать омских авторов во всероссийский масштаб.