Лестница, апельсины и Пикассо. В Омске открылась выставка натюрмортов

Татьяна Кравец / АиФ

Порой бывает, что один нюанс заранее задаёт атмосферу восприятия искусства – ещё до непосредственной встречи с ним.

   
   

Так может случиться у некоторых любителей живописи с выставкой натюрмортов «Новелла о «тихой жизни», открывшейся в музее им. Врубеля (в здании бывшего генерал-губернаторского дворца).

Исторические ступени

«По этим ступеням моя бабушка ходила сюда на балы», - заметила омская зрительница, поднимавшаяся в залы музея на втором этаже.

Историческая лестница из каслинского литья: за более чем 150-летнюю историю по ней ходили велики люди из царской семьи, знаменитые путешественники и исследовали, военачальники и ученые! Фото: АиФ/ Татьяна Кравец

Обронённая фраза невольно заставила обратить особое внимание на лестницу, хотя, как правило, поднимаешься, не задумываясь. Чугунная, с резными элементами перил и стёртыми ступенями. Неожиданное открытие – лестница сохранилось со времен строительства, ей больше 150 лет! Оказывается, великолепные чугунные ступени изготовили на Каслинском заводе.  По ним ходили царские особы: наследник престола - будущий император Николай II, великие князья Владимир Александрович и Константин Константинович. А ещё русский путешественник Пржевальский, зоолог Брем, известный исследователь Арктики Норденшельд.

Но «бабушка ходила на балы» звучит всё-таки роднее. И заданное «бальное» настроение, кажется, невольно предопределяет восторженное впечатление от выставки натюрмортов – там же всегда много цветов и света.

И картины, и флористика

Натюрмортов с цветами много больше, чем других. От некоторых – это, конечно, дело вкуса – глаз не оторвать. Как от «Цветов и фруктов» (русский мастер, точное авторство не установлено): в сирень с нежно прорисованными лепестками хочется окунуться: вдохнуть аромат, с сочного персика смахнуть муху, прозрачную вазу с водой созерцать бесконечно. Как же рисуют эту прозрачность?

Цветочно-фруктовую радость дополняют флористические копии некоторых картин. Не знаешь, откуда лучше «похитить» апельсин: с картины бельгийца Жана-Батиста Роби «Натюрморт с апельсином», XIX век, или из реальной флористической композиции, представленной перед шедевром.

   
   

Кто к цветам и фруктам равнодушен, может восхититься натюрмортами других категорий. Например, «завтрак» - «Натюрморт с бараньей ногой» неизвестного немецкого художника 17 века будит аппетит, или философской «суета сует» - «Охотничьими трофеями» признанного мастера этого направления голландца Яна Веникса.

Выставка «Новелла о «тихой жизни» (такой жизнью жили предметы и вещи, служившие натурой и источником вдохновения) достаточно скромная – отведен один зал, но какие имена: Мишель де Буйон, Лоренцо де Каро, Анри Фантен-Латур, Бруно Эйрих. Художественные школы Голландии, Италии, Бельгии, Германии, Франции XVII – первой половины XX века. Многие произведения поступили в омский музей в 20-е годы прошлого века из собраний Эрмитажа, Ленинградского отделения Государственного музейного фонда, коллекций князей Юсуповых и частных лиц.

Натюрморт «Цветы и фрукты», вторая половина XIX века, точное авторство не установлено: в сирень хочется окунуться - вдохнуть аромат. Фото: АиФ/ Татьяна Кравец

Из запасников

Пикассо можно любить, можно не любить, но нельзя отрицать признанного во всем мире его таланта. На выставке представлен его натюрморт «Букет» (другие названия «Цветы и руки», «Маленькие цветы»). Подаренный лично художником советскому поэту и публицисту Илье Эренбургу в конце 50-х годов ХIХ века, натюрморт спустя почти три десятилетия поступила в фонды омского музея.

Яркий букет, радужные краски апрельских цветов, простота и наивность изображения. Кажется, что особенного? А, может, просто кажется? Ведь не случайно этот  «Букет», созданный для плаката к Стокгольмскому конгрессу за мир в 1958 году, разлетелся в разные уголки планеты, как своеобразный призыв к единению людей в борьбе за мир!

 

 

 

 

 

Смотрите также: