О том, чем живут сегодня омские художники, читателям «АиФ в Омске» рассказал председатель Омского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Андрей Машанов.
Сколько лет союзу?
Наталья Корнеева, «АиФ-Омск»: Андрей Николаевич, давно ли существует в Омске профессиональный творческий союз?
Андрей Машанов: В 30-х годах прошлого столетия в СССР стали создаваться творческие общественные объединения с филиалами по всей стране. Такой союз появился и в Омске. 1932 год - это точно, а вот месяц определить оказалось сложно. Мы предполагаем, что это август.
- Обычно творческого человека спрашивают о трёх аспектах: социальное положение, взаимоотношения между художником и заказчиком и что сейчас волнует его больше всего. С чего проще начать?
- Начать могу с любого пункта, тем более что они все взаимосвязаны. Если мы говорим о социальном положении художников, я могу сказать однозначно - очень невесёлое: в союзе сейчас состоит 145 человек, и больше половины (по-моему, 86) - люди пенсионного возраста. Раз пенсионеры, то не все в этом возрасте имеют дополнительный заработок.
Когда говорили в горсовете о том, чтобы ввести обязательную арендную плату за мастерские художников, мы объясняли, что пенсионеру очень сложно прожить. За свою квартиру надо заплатить, на лекарства потратиться... За мастерскую. Этот взнос был бы крайне обременителен. Нам пошли навстречу, я благодарен депутатам, которые с пониманием отнеслись к ситуации. На искусстве прожить и раньше было непросто, а сейчас ещё сложнее. И дело даже не в кризисах. Картина - это не товар первой необходимости. Это шоколадку съел и пошёл покупать новую. Давайте посчитаем: художник раз в год продал картину, допустим, за 50 000 руб. Если эти деньги распределить на 12 месяцев - большой ли это доход? Говорят, что картины дорогие. Так искусство никогда не было дешёвым, а дешёвое - это уже не искусство.
Кто делает заказ?
- Раньше государство выступало массовым заказчиком на искусство. Сейчас эта тема, я так понимаю, актуальна, противоречива и не урегулирована?
- Да, была идеология и госзаказ: например, говорили, что к празднику нужны портреты Ленина с лозунгами. И появлялись портреты. Сейчас единой идеологии нет, соответственно, какой может быть заказ? Плюс ко всему появился рынок. В той же рекламе, например, приходит заказчик, ему что-то предлагают, его устраивает. Ему эту работу отдают, и появляется в городе нелепая, бездарная картинка. Художник же профессионал, он понимает взаимосвязь композиции, идеи, цвета, тени, но к нему не обращаются.
Возьмём монументальное искусство, о котором забывают в Омске. Еле спасли от строителей панно в технике сграффито на фасаде магазина «Радость». Очень красивое мозаичное панно есть на здании ОмГТУ, на стенах ДИ им. Малунцева. Все они авторства Михаила Слободина. Витражи в музыкальном театре разрабатывал Виктор Десятов. Сейчас нет работ такого уровня.
- Это вписывалось в архитектурный проект или это был заказ города?
- Украшение здания было обязательным, предусматривалось сметой строительства. Сейчас стоят сплошные коробки, много стекла и бетона, но фишечки какой-то нет. Если делать такие акценты, надо учитывать расходы, а у нас всё или экономят, или по карманам...
И что мы только не делали! Например, выставку нереализованных проектов, выставку идей, персональную выставку Десятова. Но никто не приходит на них. Особенно те, кто был бы готов сейчас реализовать эти идеи.
- А кто эти люди? Строители, подрядчики, главный архитектор города?
- Это патриоты Омска. Не важно, строитель или чиновник, у которого есть возможность реализовать эти проекты. К примеру, на здании администрации Центрального округа это серое полукружье должно было быть с мозаичным панно... Вот как в Москве, посмотрите, украшены станции метро! Бывая там, я ловлю себя на мысли: почему у нас нет заинтересованности в том, чтобы сделать вокруг красиво? И я понимаю, что метро в Омске ещё не скоро построят...
Что продаётся?
- А как у других? Так же, как и в Омске, когда общественная организация может заработать, только участвуя в грантовых конкурсах?
- Что сейчас заказывают художникам? Какой изобразительный жанр в моде? Покупается ли живопись для интерьеров?
- Для интерьеров мало покупается. Картина должна понравиться зрителю, чтобы он её купил. И художник делает какие-нибудь салонные картинки, но и это не всегда продаётся. Мне рассказывали, что в Китае коммунистической партией выпущен закон: в каждую квартиру по картине! И это на полном серьёзе.
85 ЛЕТ ИСПОЛНИЛОСЬ ОМСКОМУ СОЮЗУ ХУДОЖНИКОВ.
На горсовете депутаты спрашивают нас: вот город даёт вам безвозмездное право работать в мастерских, а что вы для города можете сделать? Да всё! Мы проводим мастер-классы, экскурсии, дарим картины в детские дома и раскрашиваем детские сады. Мы готовы на всё, дайте соцзаказ!
Елена Боброва, которая заведует молодёжной секцией в союзе, рассказывает, как они решили провести мастер-классы в детдомах. Она звонит, предлагает, а там спрашивают: «А зачем?»
Нам бы хотелось иметь чёткое представление, что нужно городу. И найти взаимопонимание, сформулировать задачу. Например, вот, ребята, в детсаду надо картиночку на сказки Пушкина повесить. Да пожалуйста! Мы стараемся эту систему наладить.
- Дорогие ли сейчас материалы? Есть краски и кисти российского производства?
- Материалы очень дорогие. Потому что цены растут. Плюс ко всему качественные материалы из Европы - это валюта. Вот я работаю в печатной графике и покупаю французские краски, а тюбик в среднем стоит 800 руб. Кистей сейчас очень много, по разной цене, но нужно помнить, что хорошие вещи стоят дорого.
- Вы увлекаетесь каллиграфией. Почему?
- С каллиграфией я давно знаком, но серьёзно увлёкся в зрелые годы. Хотя я застал ещё в 1 классе, как писали перьевой ручкой. Помню, надо было очень стараться, иногда мама ругалась - и я переписывал много раз. Кстати, каллиграфия переводится как «красивое письмо». Мои работы есть в Современном музее каллиграфии в Москве.
9 и 10 июня в Омске состоится неделя презентаций в рамках проекта «Омская арт-резиденция», где я расскажу об искусстве красивого письма.
Смотрите также:
- В городе под куполом. Никас Сафронов представил свою выставку в Омске →
- 70 лет художница не расстаётся с кистью →
- Храм как сфера услуг? →