Как держать марку. ТЮЗ должен стать театром для думающего зрителя

После «Щелкунчика» Анастасию пригласил в омский ТЮЗ главным режиссёром. © / Анастасия Старцева / Из личного архива

Анастасии Старцевой пришлось уехать из Омска и сделать себе имя на чужбине, прежде чем родной город признал её.

   
   

Главный режиссёр омского Театра для детей и молодёжи (ТЮЗа) рассказала корреспонденту «АиФ в Омске», с какими спектаклями завоёвывают «Золотую маску», чего хотят от театра современные дети и при чём здесь Ходжа Насреддин.

Чем сложнее, тем лучше

Светлана Казанцева, «АиФ в Омске»: Анастасия, с чего начался ваш творческий путь?

Анастасия Старцева: Я окончила театральный институт им. Щукина, получила диплом режиссёра драмы. Моим мастером-наставником был Михаил Борисов.  Он славился тем, что виртуозно проводил разбор пьес, и своих подопечных учил этому, передавал традиции вахтанговской театральной школы. Институт им. Щукина хорош тем, что находится при театре, и у нас, студентов, были постоянные встречи с артистами, выдающиеся деятели культуры и искусства приходили на все наши капустники и лаборатории.

Подарком судьбы стало приглашение в Няганский театр юного зрителя (ХМАО), сначала в качестве актрисы, а через год - режиссёра. Я посвятила этому театру семь лет. Это были годы упорной работы: поставлено много спектаклей, большинство из которых стали лауреатами всероссийских и международных фестивалей. Театр много гастролировал, мы знакомились с артистами и режиссёрами, шёл постоянный обмен опытом. Из других театров мне стали поступать предложения о постановках.

В Ново-Уральском театре я поставила «Серебряное копытце». Сейчас этот спектакль считается одной из самых успешных моих работ: он лауреат «Золотой маски», взял три диплома на всероссийском фестивале «Арлекин», у него очень богатая фестивальная жизнь. После этого посыпались предложения из разных городов, в том числе из Омска.

- Омск - ваш родной город…

   
   

- В этом и парадокс. Несмотря на то что я родилась и выросла в Омске, меня ждали в нём как приглашённого режиссёра. Думаю, это специфика нашего города - игнорировать молодые кадры, а потом пытаться вернуть состоявшихся специалистов.

- Вы поставили в омском ТЮЗе на Новый год «Щелкунчика».

- И после этого спектакля мне поступило предложение стать главным режиссёром театра.

- Стало ли назначение для вас сюрпризом?

- Конечно. У омского ТЮЗа непростая судьба. Уже некоторое время театр не может выбрать собственный путь, направление, по которому следует развиваться. Я рада, что судьба соединила наши пути, что у меня сложился диалог с труппой, постановочными цехами, руководством.

Не только про животных

- Вы пришли в ТЮЗ в сложное для него время - театр остался без здания. Как отсутствие родной сцены ударило по репертуару? Его сильно придётся менять, подстраивать спектакли под чужие сценические площадки?

- Меня это не испугало. Я уже была в такой ситуации - Няганский ТЮЗ тоже был без собственного здания. Сейчас всё же ситуация немного другая: здание ремонтируется по нацпроекту, там чёткие сроки сдачи. Есть уверенность, что к концу 2023 года театр вернётся в родные стены.

Что касается репертуара, то спектакли были сделаны для большой сцены, Дом актёра для них слишком мал. Это представляет определённые сложности. Далее, не все артисты театра сейчас заняты в постановках, и мне как главному режиссёру нужно дать им возможность творить, выходить на сцену. Несмотря ни на что, театр жив, идут репетиции, запланировано много интересного. Театр - это не только спектакли, но и какая-то жизнь внутри: лаборатории, фестивали, бенефисы, творческие встречи.

- Каждый режиссёр в ТЮЗе оставлял свой след. Была эпоха Рубанова, Ветрогонова, Золотаря… Чем вы будете удивлять омского зрителя?

- Это хороший вопрос. То, что я вижу в театре сейчас, требует некоторых творческих усилий от меня как главного режиссёра. Я не видела, что происходило с ТЮЗом в те семь лет, которые отсутствовала в Омске, могу судить об этом времени только исходя из публикаций в СМИ (на мой взгляд, достаточно субъективных). Одна и та же постановка одному зрителю может показаться бездарной, а другому шедевром.

Мне повезло общаться с гениальными мастерами, которые научили меня профессиональным вещам. Благодаря этой школе я вижу, какой фронт работ нужно освоить омскому ТЮЗу, чтобы театр вышел на высокий художественный уровень спектаклей. Одна из задач - привлечь в команду хороших режиссёров. Фестивальная жизнь моих спектаклей позволила мне подружиться с прекрасными мастерами. Я пригласила коллег в Омск, чтобы они помогли создать современные спектакли для детей и подростков.

Нужно общаться со всей театральной Россией от Владивостока до Калининграда, встречаться с режиссёрами, которые создают хороший детский театр, воспитывающий вкус у детей, говорящий с ними честно, заставляющий задуматься. Ведь важно, чтобы со спектакля ребёнок и взрослый выходили с вопросами, могли обсудить их. Кстати, специалистов такого высокого уровня в России немного.

- Давно заметила, что спектакль ради спектакля сейчас никому не интересен.

- Конечно! Он должен создать общие темы для общения ребёнка и взрослого.

- Но есть обратная сторона медали: в семье не привыкли и не умеют обсуждать постановки.

- Чтобы научить такой форме общения, необходимы некие гостиные, в которых зрители после спектакля собираются и обсуждают увиденное. Но для этого нужно сделать постановки, в которых будет что обсудить.

- Что интересно современным детям, и обязательно ли театр юного зрителя должен быть только для детей?

- Театр юного зрителя предполагает разные аудитории: от малышей до пожилых. Считается, что целевая аудитория ТЮЗа - дети 5-9 лет. А что предлагается детям 0-5 лет? Бэби-театр практически не развит, хотя кто-то пытает делать театр на подушках и прочее. Сказки «Колобок», «Репка», «Теремок» близки карапузам и могут быть сыграны очень интересно. В Нягани у меня был опыт постановки таких спектаклей. Думаю, в Омске я вернусь к бэби-театру. Но не будем забывать и о молодёжи: планируется работа над современным материалом.

- По мнению многих людей, ТЮЗ - это кошечки, собачки, зайчики и другая живность.

- К сожалению, это так. Довольно долгое время, примерно с начала 90-х, в ТЮЗах ставились спектакли, когда актёры надевали костюмы животных и в них играли. Знаете, что самое интересное? Эти постановки всегда собирали полные залы. И когда в театр приходит продвинутый режиссёр, убирает из репертуара этот «махровый ТЮЗ», часть зрителей теряется. Это парадокс. Так что спектакли должны быть разными, но прежде всего для думающего зрителя.

Мне очень нравится томский зритель. Мне до сих пор пишут артисты томского ТЮЗа о том, какие комментарии делают дети по поводу постановок. Ребята выдают много умных, глубоких по смыслу вещей. Думаю, зрителя нужно воспитывать, пестовать, развивать у него хороший художественный вкус, показывать визуально красивые спектакли.

Без халтуры

- Сейчас вы работаете над своим вторым спектаклем в омском ТЮЗе. Что это будет и кто из театральных мэтров вошёл в состав постановочной команды?

- У нас в работе «Проделки хитрецов» по мотивам повести о Ходже Насреддине. В команду вошли приглашённые специалисты: известный в России хореограф Николай Реутов и не менее известная художница Юлия Михеева. Это будет очень интересная история.

- Актёры ТЮЗа уже привыкли к вашему стилю работы?

- Ещё нет. Для них было шоком, что я приходила на все новогодние показы. Мы только начали понимать друг друга. Они признались, что работа над «Щелкунчиком» далась им тяжело. Ребята просто не представляют, что их ждёт с новой мощной постановочной командой. Это будет тяжелейшее, но безумно интересное время. Будем надеяться, что они достойно справятся.

- Вы обладатель премии «Золотая маска». Накладывает ли это на вас какие-то дополнительные обязательства?

- Наши наставники в «Щуке» постоянно нам внушали, что нельзя ронять марку. Но и без этого я не привыкла халтурить. Если мне дано мало дней на репетиции, это хорошо, поскольку заставляет максимально концентрировать силы и энергию, чтобы выдать качественный продукт. Я из тех режиссёров, у которых после сдачи спектакля работа над ним не заканчивается. Я хожу на показы, анализирую, провожу обсуждения с артистами, что-то меняю, улучшаю.

- Помимо ТЮЗа вы реализуете несколько очень интересных проектов, один из них - Кочевой театр. Над чем сейчас работаете?

- У нас появился проект «Пряничный дом». Он реализуется на территории «Омской крепости» и представляет собой интересную локацию, где есть театр, пряники, русские традиции. Сейчас ведутся подготовительные работы, весной будет создан замечательный спектакль, в котором столкнутся две пряничные традиции - русская и немецкая, по сказке о Ване Датском.

- Кто ваш самый строгий критик?

- Мой муж. Я всегда приглашаю его на предпремьерные прогоны, после чего он делится своим мнением. Для меня это ценно, поскольку заставляет посмотреть на постановку с другой стороны.

- У вас подрастает дочка. Дома спектакли ставите?

- После работы организм настоятельно требует отдыха, поэтому спектакли для нас с мужем ставит наша полуторогодовалая дочь. Мне кажется, она готовится быть балетмейстером-постановщиком, потому что каждый вечер включает свою любимую песню «Чунга-Чанга» и начинает для нас танцевать. Я поражаюсь, сколько она придумывает движений! Это бесконечная танцевальная феерия.

- Есть постановка-мечта?

- Конечно, есть. Хочу поставить средневековый фарс. Есть замечательный материал, с хорошей долей юмора, рассказанный простым языком, и с таким позитивным восприятием мира, что просто захватывает дух! Надеюсь, моя мечта в скором времени осуществится - найдётся театр, возможно, даже в Омске.

ДОСЬЕ
Анастасия СТАРЦЕВА Родилась в Омске в 1986 году, в 2018-м окончила театральный институт. С 2014 по 2021 год режиссёр Няганского театра юного зрителя. Лауреат премии «Золотая маска» 2021 года. Осуществила более 35 театральных постановок в разных городах России. С января 2022 года главный режиссёр омского ТЮЗа. Замужем за Василием Мининым, основателем клуба исторической реконструкции «Служилые люди Сибири». Воспитывает дочь.