До конца ноября 2021 года каждую субботу в «Омской крепости» жителей и гостей города встречает Фёдор Достоевский на спектакле-променаде «Омск Достоевского», посвящённый омскому периоду жизни писателя.
Взрослые игры
В спектакле всё необычно: он начинается с шествия с транспарантами по Спартаковской от Тарских ворот до памятника Фёдору Достоевскому, затем Тобольские ворота, денежная кладовая и инженерная мастерская с кукольным театром; в финале - тюремная роба, кандалы, тачки для перевозки глины и работы под надзором охранника. Всё это перемежается рассказом экскурсовода о жизни писателя в омском остроге.
Зрителей встречает ростовая кукла Достоевского и сопровождает всё время, пока идёт спектакль: от тех самых Тарских ворот, через которые ввезли писателя 23 января 1850 года, до казармы, в которой зрители проходят острожные работы, будучи «зачисленными» в каторжники, а потом «освобождёнными».
«Спектакль-променад «Омск Достоевского» призван познакомить зрителей с Омской крепостью глазами самого автора. Поэтому и появилась ростовая кукла», - пояснила режиссёр-постановщик Анастасия Старцева. По словам режиссёра, в её адрес поступили нарекания по поводу куклы, которая якобы порочит образ великого писателя.
«Достоевский – значимый для нас образ, - подчеркнула Анастасия. - Скажите, кто из современной молодёжи знает, как выглядел Фёдор Михайлович и что такое каторга? Пока зрители идут от Тарских ворот до памятника к процессии присоединяется молодёжь, фотографируется с куклой, узнаёт, кто это, почему у куклы сзади на робе нашит белый ромб и что он означает. Несмотря на статус каторжника, Достоевский остался человеком, он и в арестантской робе возвышается над всеми нами. Пройдя такой сложный путь, Фёдор Михайлович не перестал любить человечество и смотрел в будущее. Это для нас важно и позволяет понять ценность жизни. Именно с этими мыслями создавалась кукла».
Вблизи Тобольских ворот перед зрителями предстаёт финал романа «Преступление и наказание», сыгранный по всем жанрам спектакля-променада на берегу реки. На всех участников променада этот эпизод произвёл потрясающее впечатление. Иртыш под впечатлением от прослушанного финального отрывка романа преобразился, и это уже не просто сибирская река, а некий Рубикон, на одном берегу которого Неволя, а на другом - Свобода с кочевыми юртами, откуда доносятся песни, и птицами, парящими высоко в небе.
Выходить из зоны комфорта
Променад, по мнению создательницы спектакля, - отличная форма для погружения зрителя в творческий мир Достоевского. Люди прогуливаются по маршруту и посещают локации Омской крепости: денежную кладовую, плац, а также инженерную мастерскую, в которой, как доказано историей, Фёдор Достоевский был перекован из кандалов «мелкозвонов» в кандалы по форме острога, а потом часто бывал в этом помещении на работах.
Для денежной кладовой были выбраны психологически тяжёлые сцены: описание майора, которого боялись все в остроге, каторжная баня. На белой стене внутри кладовой возникали анимационные картинки, в основе которых иллюстрации Леонида Ламма, художника, написавшего серию литографий для «Записок из Мёртвого дома» под впечатлением от собственного заключения.
«Денежная кладовая очень тесная. Зрители буквально набиваются в неё - там негде присесть; кто-то делает селфи, знакомые общаются вполголоса друг с другом, хотя пришли на спектакль. Обстановка, мягко говоря, дискомфортная, - сказала режиссёр. - На этом фоне финальная сцена бани превращается в настоящий ад наяву. Зрители приближаются к тому состоянию, которое было у героев «Записок…» И это ценно. В зрительном зале в важный для тебя момент тоже рядом с тобой могут находиться люди, которые тебе неприятны, раздражают. И если в зале можно отстраниться от источника раздражения, то в денежной кладовой это сделать невозможно - каменные стены сильно давят, стояние на полу, выложенном крупной речной галькой, превращается в пытку».
Спектакль-променад позволяет вывести зрителей из зоны комфорта, чтобы они испытали настоящие эмоции, достигли катарсиса и что-то поняли для себя.
Быть каторжником
В инженерной мастерской показана сцена перековки каторжника из одних кандалов в другие. В остроге именно в этом месте и перековывали арестантов. Сейчас окна мастерской превратились в сцену для кукольного театра.
Куклы перед зрителями разыгрывают несколько сценок из «Записок…», за кадром актёры читают текст. Режиссёром были выбраны юмористические сцены, без тяжёлого психологизма. Так, зрители увидели, насколько арестанты любили моменты, когда их отправляли на уборку снега в крепости - у них снег вызывал детскую радость, ассоциировался с весельем и некоей свободой. Второй эпизод – сон в арестантской казарме и молящийся старик-каторжанин. Третья сцена - цыган, продающий коня. По воспоминаниям главного героя «Записок из Мёртвого дома», этот конь стал ему другом, был любим всеми в остроге. По задумке режиссёра, эпизоды в инженерной мастерской, показывающие светлые моменты жизни осуждённых, были выбраны осознанно: юмор помогал арестантам переносить тяготы каторги.
«Некоторые омичи считают, что факты жизни Достоевского в Омске не стоит выставлять напоказ, так сказать звенеть кандалами… Люди не осознают, что значило в те времена быть на каторге, - отметила Анастасия Старцева. - Незадолго до того, как Достоевский попал на каторгу, были улучшены условия содержания арестантов в острогах. Но даже в этих более мягких условиях Достоевский, если бы был осуждён не на четыре года, а на 10-15 лет, не выжил. Фёдор Михайлович был дворянином, он не был приучен к тяжёлому физическому труду и тем более к жизни в суровых природно-климатических условиях Сибири».
Апофеозом спектакля стало предложение зрителям переодеться в арестантские робы, надеть кандалы и покатать тачки, на которых каторжники перевозили грузы, так сказать, на себе испытать толику того, что переживали люди на каторге.
«Погружение в историческую реальность - это прикольно, - сказала зрительница, рискнувшая примерить арестантскую робу. - У нас были кандалы только на руках, и то было сложно катить тачку. Кандалы на ногах в реальности сильно затрудняли работу. Более того, исторический факт, что люди были прикованы к тачкам намертво, их не расковывали на ночь. Для нас сегодня это развлечение, а в те времена людям, конечно, было мучительно».
Этот спектакль, надеемся, станет визитной карточкой Омской крепости - места, которое сыграло в жизни Достоевского важную роль. Кто знает, каким творческим путём пошёл бы Федор Михайлович, если бы не годы, проведенные в омском остроге. Здесь его мировоззрение приобрело тот угол, который лёг в основу его выдающихся шедевров.