Высоцкий в «Высоцком». Личные вещи поэта хранятся в музее Екатеринбурга

Стены музея украшены афишами. © / Ольга Коробова / Из личного архива

Многие омичи бывали и в Екатеринбурге, и на смотровой башне небоскрёба «Высоцкий», но даже не догадываются, что там есть музей.

   
   

Уже не самый высокий

Вначале «Высоцкий» был третьей очередью комплекса «Антей», но когда он был выстроен, «Антей» оказался лилипутом перед Гулливером. Небоскрёб высотой 188,3 м стал самым высоким зданием Екатеринбурга и даже всей России за пределами столицы (в скобках заметим, что в 2015-м появилась более высокая башня «Исеть» - 209 м).

До недавних пор небоскрёб был самым высоким в городе. Фото: Из личного архива/ Ольга Коробова

В 2010-м, когда небоскрёб был построен, владельцы объявили конкурс на лучшее его название. В итоге небоскрёб стал «Высоцким», на что было получено разрешение у семьи барда, а сын Владимира Семёновича даже приехал на открытие башни.

С тех пор здесь располагаются пятизвёздочный VIP-отель и такие же крутые офисы (самый центр города),   разумеется, смотровая площадка, откуда город как на ладони, и музей Высоцкого, открыл который известный уральский бизнесмен и директор (по другим источникам - владелец) «Высоцкого» и большой поклонник творчества поэта Андрей Гавриловский.

Стены музея украшены афишами. Фото: Из личного архива/ Ольга Коробова

Музей ещё несколько лет назад можно было назвать стилизованным, хотя он и содержал ряд ценных экспонатов. Нов 2016-м он на самом деле стал уникальным. И корреспондент  omsk.aif.ru своими глазами в этом убедился.

Цена вопроса

Именно здесь хранится посмертная маска Высоцкого. Фото: Из личного архива/ Ольга Коробова

Посещение смотровой площадки в «Высоцком» стоит 250-300 рублей с человека в зависимости от дня недели и времени. Есть и льготные билеты. Но не все знают, что этот же билет на обзорную площадку даёт право на посещение музея – разумеется, тут надо подстраиваться под график его работы. Если смотровая площадка открыта до 22.00, то музей только до 19.00, а в воскресенье и вовсе до 18.00.

Можно и просто прийти в музей, тогда билет будет стоить всего 100 рублей (50 – для льготников). Есть экскурсии, есть аудиогид, который не хуже экскурсовода расскажет обо всех экспонатах, только что на вопросы не ответит (но для этого есть очень эрудированные смотрители).

   
   
Вот такой необычный вход в музей. Фото: Из личного архива/ Ольга Коробова

Экскурсия начинается с атмосферы довоенной Москвы: старые фото, фанерный чемодан, затем юношеские фотографии, навевающие строки Высоцкого «Где мои 17 лет? На Большом Каретном».  В музее есть подлинный гримёрный столик из театра на Таганке и один из «гамлетовских» свитеров, в котором выходил на сцену бард (говорят, всего их было не меньше шести: так страстно Высоцкий играл, что за спектакль несколько раз приходилось менять мокрый, весь в поту, свитер на запасной). В экспозиции музея – несколько гитар, на каждой из которых играл Высоцкий.

Советская кухня с подлинными предметами из квартиры Высоцкого. Фото: Из личного архива/ Ольга Коробова

Интересно, что создатели музея воссоздали дух того времени, когда Высоцкий жил и творил. Так появилась советская кухня, где часть предметов, например, холодильник, банки для круп – подлинные вещи из квартиры поэта. Эту же атмосферу передаёт уже ушедший из нашего обихода телефон-автомат: сняв трубку, ты, конечно же, слышишь знаменитое: «Девушка, здравствуйте, как вас звать? – Тома». 

Автомобиль Высоцкого

Один из удивительных уголков музея – гостиничный номер. Как уж удалось Гавриловскому это сделать, нигде не рассказывают, но он полностью, включая дверь с косяком, поместил в своём музее номер из гостиницы «Большой Урал», где когда-то жил Высоцкий.

Знаменитый подстаканник поэт всегда возил с собой. Фото: Из личного архива/ Ольга Коробова

Длинная узкая комната, совсем небольшая, панцирная кровать, кресло и шкаф, письменный и журнальный столы – вот и всё, что там помещалось. Часть вещей подлинная – спички, сигареты, чемодан, конверт, открытка, фото первой жены Высоцкого и знаменитый подстаканник, без которого артист просто не мог пить чай. На столе лежит театральное расписание, где артиста Высоцкого извещают, что играет он в детском спектакле и на сцену выходит в такие-то дни.

 Ещё один раритет – «Мерседес» Владимира Семёновича, принадлежавший поэту с 1976 года. Его удалось разыскать где-то в Грузии, в полуразрушенном состоянии. Полностью восстановив машину, её выставили в музее, а рядом с ней и сам Высоцкий – красивый, молодой, куртка на плече.  Это восковая статуя работы Александра Сильницкого (он же автор скульптуры Высоцкого и Влади, она стоит за «Высоцким» у «Антея»).

Тот самый найденный в Грузии автомобиль барда. Фото: Из личного архива/ Ольга Коробова

В январе 2016-го все СМИ громко обсуждали и осуждали вдову Высоцкого Марину Влади, которая выставила на аукцион семейные ценности. Но 37 лотов с этого аукциона в итоге оказались в Екатеринбурге, в музее. Там же – письмо Влади Гавриловскому, где актриса благодарит бизнесмена за бережное отношение в памяти поэта.

Среди экспонатов - записка с признанием в любви. Фото: Из личного архива/ Ольга Коробова

Среди  выставленных в 2016-м раритетов – украшения, иконы семьи и картины с дарственными надписями Высоцкому.  Отдельный экспонат – посмертная маска поэта. Интересно, что расположили её в уголке, где в режиме нон-стоп идёт фильм «Спасибо, что живой».

Счета, какие-то приходные ордера гонораров Высоцкого, сберегательные книжки – всё это, конечно, сейчас имеет огромную ценность, но не так интересно, как записка красным фломастером «Я тебя люблю! Ты». Тут же пояснение, что Высоцкий и Влади стали подписываться этим местоимением вместо «Я», когда узнали древнюю индийскую притчу о девушке, вышедшей замуж. Она много дней не пускала к себе мужа, пока на вопрос «Кто там?» он вместо «Я» не ответил «Ты».

Иконы семьи поэта. Фото: Из личного архива/ Ольга Коробова

За полтора месяца до смерти

Самый ценный экспонат музея в Екатеринбурге. Фото: Из личного архива/ Ольга Коробова

Однако самый ценный экспонат музея не этот, а последнее стихотворение Высоцкого, которое он написал 11 июня 1980 года на каком-то пригласительном билете французского турагентства. Оно под стеклом и сигнализацией, рядом полный текст. Многие надолго замирают, читая бессмертное: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,/мне будет чем ответить перед Ним».

Высоцкий и Влади. Скультура у центра "Антей". Фото: Из личного архива/ Ольга Коробова

Смотрите также: