Сегодня во дворце регулярно занимаются 5,5 тыс. детей. Здесь точно знают, чем можно заинтересовать и удивить современного ребёнка. О том, как сегодня в городе развивается дополнительное образование и нужна ли детям двойная нагрузка, вместе со школьной, корреспондент «АиФ в Омске» разговаривала с Ниной Разумовой, директором городского Дворца детского (юношеского) творчества, который в этом году отметил своё 80-летие.
Не конкуренты
Ольга Емельянова, «АиФ в Омске»: Нина Павловна, ровно пять лет назад, накануне 75-летия дворца, мы уже встречались с вами – вы были гостем нашей редакции. Тогда мы говорили о том, что дополнительному образованию хотя и сложно выжить в современных реалиях, но популярности оно всё же не теряет. Что изменилось за прошедшие пять лет? Жить стало легче или труднее?
Нина Разумова |
Нина Разумова: Жить стало не легче и не труднее, жить стало интереснее. За последние годы в дополнительном образовании произошли значительные изменения. В первую очередь, в законодательной базе: вышел федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и целый ряд подзаконных актов. Эти документы помогли нам пересмотреть подход к организации образовательной системы в учреждении, перераспределить свои силы, оценить свои возможности. От позиции внешкольного учреждения мы давно перешли к статусу учреждения дополнительного образования детей. А это ко многому обязывает. В общем, изменения заставляют нас переосмыслить собственную деятельность. К тому же в нынешнее время дан зелёный свет частным учреждения дополнительного образования.
- Конкуренты?
- Нет. То, что стали открываться учреждения дополнительного образования детей, это хорошо. Тем более мы всё равно не можем принять всех желающих. Многие родители ведут детей именно во дворец по той причине, что они сами когда-то у нас занимались и хотят, чтобы их ребёнок тоже здесь обучался. То есть наши выпускники ведут уже своих детей. За время моей работы во дворце уже, как минимум, три поколения выросло. Примечательно и то, что родители ведут детей к определённым педагогам – у которых занимались когда-то сами. Весь педагогический коллектив трудоспособный, высококвалифицированный, каждый педагог увлечён своим делом и старается развить интерес в ребёнке. Педагоги постоянно совершенствуют свои знания: посещают профессиональные педагогические объединения, мастер-классы, обмениваются опытом, изучают опыт других, берут на вооружение передовые методики. Это способствует не только повышению качества обучения, но и организации кружков новых направлений. Так, например, в детском объединении юных программистов сейчас дополнительно реализуется программа по робототехнике. Набрали одну группу детей, но оказалось, что у детей к этому интерес огромный. В этом году работают уже две группы, на следующий год хотим набрать четыре и, поверьте, они наберутся.
Внимание от президента
- То и дело можно услышать, что дворцы творчества в стране дышат на ладан. Однако пару лет назад президент сказал о том, что 75% детей в стране должны быть охвачены дополнительным образованием. Достичь этих цифр – реально?
- Нам очень нравится, что президент обратил внимание на дополнительное образование. И достичь этих цифр вполне реально. У родителей интерес к дополнительному образованию растёт. Вы не представляете, какие дни мы переживаем, когда в августе-сентябре идёт набор в группы!
- Мамы и папы в очередь становятся?
Да, можно и так сказать. Очередь на запись в дошкольную студию, в бассейн, в детское объединение юных программистов, в танцевальные группы, в группы вокального пения… Родители хотят для своего ребёнка всестороннего развития. Например, Центр раннего развития ребёнка - это центр комплексного развития, в котором всё даётся понемногу. Наша задача в том, чтобы дети раскрепостились, научились давать оценку своим действиям и поступкам, комфортно себя чувствовали в коллективе. И плюсом ко всему этому: немного букв, цифр, иностранного языка, посещение планетария, чтобы они знали, что такое небосклон и откуда солнышко встаёт. Растёт интерес родителей к воспитанию детей, к результатам их обучения. Мамы и папы хотят, чтобы ребёнок как можно быстрее стал самостоятельным.
- Как вам удаётся организовать такое множество разнообразных детских объединений и кружков?
- Это не так трудно. Главное найти педагога, который бы любил своё дело и детей. Без любви нам никак. Дети очень чувствуют даже маленькую фальшь, неискренность педагога. Трудность в другом – в создании необходимой для качественной реализации образовательной программы материальной базы. Нам очень не хватает для этого бюджетных субсидий. В первую очередь, необходимо обеспечить образовательный процесс в школах – мы это понимаем. Во вторую очередь, дошкольные образовательные учреждения. И это мы тоже понимаем. Но мы верим, надеемся и ждём, что до дополнительного образования очередь тоже дойдёт. Нам нужны компьютеры, необходимо оборудование для кружков технического творчества.
Когда-то во Дворце существовали авиамодельный и судомодельный кружки, автомодельная лаборатория и кружок юного рационализатора, но они исчезли. В 90-х годах надо было как-то выживать, особых средств к существованию ни у дворца, ни у родителей, чтобы поддержать развитие этих направлений, не было. Сейчас стране нужны молодые рабочие с инженерным образованием, и азы технического образования, первые изобретательские навыки, дети как раз могут получить в таких кружках. Но возродить их деятельность без соответствующей материальной базы практически невозможно.
- Какие-то внебюджетные источники привлечь реально в такой ситуации?
Дети есть дети
- Вы говорите о том, что родители сейчас стали очень активными, им не всёравно, чему и как учится их ребёнок. С чем это связано?
- Во-первых, с заботой о будущем своих детей. Во-вторых, родителям самим действительно интересно то, чем занимается их ребёнок. У нас много проектов, в которые мы вовлекаем семьи. Такой цели мы никогда не ставили, как-то само собой сложилось. У нас родители такие же участники образовательного процесса, как и дети. И не важно, что это – концерт, конкурс или просто встреча с интересным человеком. Сейчас мы очень редко видим, чтобы на каком-то мероприятии ребёнок был один, без мамы и папы.
Ещё у нас не так давно появилась совершенно уникальное явление, связанное с родителями. Есть у нас театр пластики и танца, который как-то отмечал юбилей и готовил праздничную программу. Родители, устав по три часа просто так ждать своих детей, попросили руководителя: «А дайте нам задание, мы тоже хотим детей поздравить!». И они начали ставить спектакли – дети готовили одну программу, а родители другую. Сначала появилась в исполнении родителей «Муха-Цокотуха», потом «Кошкин дом». Это надо было видеть, с каким энтузиазмом, с какой отдачей они выступали на сцене! Даже костюмы себе сами сшили. Вот такая вот родительская инициатива. Сейчас у них в репертуаре уже три спектакля, и на этом они останавливаться не собираются. И всё это очень хорошо мотивирует их детей. Родители же, окунувшись в атмосферу творчества, стали больше понимать педагогов.
- За современными интересами детей дворцу удаётся угнаться? Сейчас столько новых технологий, что ребёнку может быть просто скучно заниматься в кружках в их классическом виде.
- Чаще всего дети всё узнают раньше нас, приходят и говорят, что конкретно им интересно. И чаще всего мы идём за спросом детей и их родителей. Ну и сами, конечно, следим за информационным полем и интересуемся тем, чем живут наши коллеги в других городах.
- Сейчас у вас занимаются больше дошкольников или старшеклассников?
- Дошкольников у нас примерно 1/5 от общего количества детей. Основной состав - младший и средний возраст. В последние годы старшеклассников становится меньше. Объяснить это можно катастрофической нехваткой у них свободного времени, так как они начинают усиленно готовиться к поступлению в вузы.
- Двойная нагрузка в виде дополнительных кружков и секций детям не мешает? Сейчас с обычной школьной программой не каждый справляется…
- Если ребёнок занимается с интересом у нас, он успешен и в школе. И наоборот. Я думаю, что это потому, что он знает, как организовать своё время и всё успевать. Во всяком случае, я не припомню, чтобы учителя или родители жаловались: из-за занятий в кружках дети стали плохо учиться в школе. Два-три занятия в неделю – вполне нормальная нагрузка.
- Из-за сложной экономической ситуаций число гастролей у коллективов не сократилось?
- Стало меньше выездов за рубеж, например, в прошлом году они были только у танцевального коллектива «Мечта», ребята ездили на международный фестиваль творческих коллективов в Корею. В основном сейчас выступаем по России: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Тюмень, Краснодарский край…
- Вы столько лет работает в образовании, можете сказать: дети сейчас более или менее талантливые, чем раньше?
- Дети во все времена были талантливыми. Мы накануне юбилея изучали собственные архивы и в очередной раз удивились, сколько призовых мест в разные годы на конкурсах занимали наши дети. Просто дети стали немного другие – более раскрепощённые, более свободные и, скажем так, более интеллектуальные. У них сейчас есть неограниченный доступ к информации, и они этим пользуются. В остальном же дети всегда остаются детьми, и время на это никак не влияет.
Смотрите также:
- Дефицитная профессия. 27 сентября отмечается день воспитателя детского сада →
- Идём в детский сад. Что изменилось в работе воспитателя за последние годы? →
- Гений в домашних условиях →