Как играют скрипки осени… Драматическая история на сцене Омского драмтеатра

Спокойствие семьи нарушает анонимное письмо. © / Андрей Кудрявцев / Омский академический театр драмы

На основной сцене Омского академического театра драмы представили новый спектакль по пьесе Ильи Сургучёва «Осенние скрипки». Провинциальный городок, небольшое поместье, в котором вроде бы тихо и мирно проживает Дмитрий Иванович Лавров со своей женой Варварой Васильевной и приёмной дочерью Верочкой. Но семейный покой неожиданно нарушает доставленное анонимное письмо…

   
   

Впервые спектакль по пьесе ещё в 1915 году поставил Владимир Немирович-Данченко на сцене Московского Художественного театра. И вот теперь своё прочтение в Омске представил главный режиссёр драмтеатра Георгий Цхвирава, у которого «Осенние скрипки» представляют собой «историю супружеской неверности в двух частях».

В собственной ловушке

Метафорический смысл постановки, по мнению Георгия Цхвиравы, передаёт следующая цитата из пьесы: «Ты только подумай: как это молодо! Девушка играет осеннюю песню. Играют эти прекрасные, осенние скрипки! Посмотри в окно: падают листья, медленно плывут по небу облака, летят караванами птицы... И все нежные души грустны теперь и слышат, чутко слышат, как играют скрипки осени... У весны – флейты, у лета – трубы, и только осень выбрала ceбе скрипки, – тончайшие, бесконечно нежные скрипки...». Стоит заметить, что скрипичные мотивы красной нитью пронизывают всё полотно спектакля «Осенние скрипки».

Перед зрителями предстаёт семейная пара: Дмитрий Иванович (заслуженный артист России Александр Гончарук), страдающий от боли в глазах, но способный понять настроение супруги по её движениям и интонациям в голосе, и красавица-жена Варвара Васильевна (заслуженная артистка России Екатерина Потапова). Тихую спокойную беседу супругов прерывает принесённое швейцаром Василием письмо, сообщающее о неверности жены и её связи с часто захаживающим в дом Виктором Ивановичем Барановским (Степан Дворянкин). Прочитав первые строки, Варвара Васильевна резко меняется в лице, а её голос приобретает тревожные нотки. Что, конечно, не остаётся незамеченным для мужа. Именно этот момент породит череду совершенно неожиданных событий…
Варвара Васильевна убеждает Верочку выйти замуж за Барановского. Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев

Пытаясь оправдаться перед своим мужем, Варвара Васильевна придумывает невероятную историю: Барановский якобы влюблён в Верочку (Ирина Бабаян, Мария Токарева), приёмную дочку Лавровых, и будет просить её руки и сердца. Благодаря своей властной натуре, Варваре Васильевне удаётся найти правильные слова для всех – для мужа, для Верочки и для своего любовника Виктора Барановского, который сначала наотрез отказывается претворять в жизнь задумку женщины. Однако после страстной сцены и выяснения отношений на повышенных тонах, он идёт на уступки.

Выжженное поле

Выдуманная история позволяет на время обезопасить себя, вот только ложь для жены становится мучительной и даже губительной. Да, всё вышло так, как она и хотела, но жизнь Варвары Васильевны превращается в пытку, а осознание, что Виктор Иванович Барановский по-настоящему влюбился в Верочку, становится точкой невозврата, и в душе Варвары Васильевны замолкают последние осенние скрипки.

Свадьба Барановского и Верочки стала настоящим ударом для Варвары Васильевны. Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев

«Мою героиню настигла любовь фатальная, разрушительная, любовь, не признающая правил, не терпящая компромиссов. Любовь, от которой не застрахован никто из нас, какими бы рассудительными и опытными мы себе ни казались, - призналась Екатерина Потапова. - Невероятно интересно было исследовать эту тему- тему потаённой человеческой природы, «обратную сторону Луны». Можно строить планы спасения, врать самому себе, врать всем вокруг, чтобы вернуть жизнь в прежнее русло, но одна маленькая ложь рождает новую, а затем ещё одну, и ещё… И наступает момент необратимости».

   
   

История, показанная режиссёром драмтеатра, притягательная и интригующая: местами она забавляет, иногда даже шокирует и вгоняет в краску, но однозначно также позволяет зрителю пропустить через себя целые миры.

«Георгий Зурабович уходит от мелодраматических мотивов и делает более жесткую, драматическую историю. О лжи. О том, как трудно отличить ложь от правды и как ложь оставляет только выжженное поле, пустыню. Фантасмагорическая ситуация: жена Дмитрия Ивановича, чтобы сохранить своего любовника в доме, выдает замуж за него свою дочь. Главная героиня так лихо закручивает эту абсурдную историю, что мы не понимаем иногда, где она на самом деле правдива», - отметил заслуженный артист России Александр Гончарук.

Последний обед в полном составе. Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев

Ненавязчивые декорации, придающие уют и наоборот в необходимый момент подчеркивающие повисшее в воздухе напряжение, страстные и эмоциональные диалоги, музыка: всё это погружает в маленький мир поместья Лавровых и заставляет переживать каждому герою до самой последней минуты. Шарм спектаклю, кстати, придаёт и появившийся во время антракта на сцене мужчина: он тихо будет убирать разбросанную листву, ведь за осенью всегда наступает холодная зима.

До конца театрального сезона в Омском академическом театре драмы остаётся месяц, поэтому у зрителей есть совсем немного времени, чтобы насладиться великолепной игрой актёров. «Осенние скрипки» снова покажут 7, 14 и 25 июня.

16+