Омск, 28 мая - АиФ-Омск. Омские зрители, пришедшие на спектакль Молодёжного театра из Словении, были, мягко говоря, удивлены его эпатажем. Согласно аннотации, все ожидали увидеть постановку, которая «с юмором и теплотой расскажет об истории словенского народа после не столь давней балканской войны, разделившей родных и близких на врагов и друзей». Однако «юмор» и «теплоту» по ходу действия спектакля, как не пытались, смогли отыскать не все театралы. Отметим, что словенский язык без всяких прикрас до русского уха доходил через субтитры.
Практически с первых минут спектакля актёры-мужчины, сняв нижнее белье, стали рассказывать о… смерти Броз Тито. Смелости актёрам словенского театра точно не занимать. В дальнейшем спектакль обрастал нецензурными выражениями с острым политическим подтекстом. Досталось даже… мэру города Омска. Его актёры мастерски упомянули тот факт, что в городе грязные реки – Иртыш и Омь, что в нём идёт чёрный снег, а потому, не стоит удивляться статистике смертности горожан от рака. Как ни крути, но спектакль в этом плане живой, реагирующий на политическую обстановку в мире.
Вольная трактовка всех ужасов балканской войны, увы, нашла отклик в сердцах не у всей омской публике. С политической обнажёнки некоторые зрители уходили со словами «Вы что, издеваетесь?!». Эмоции актёров со сцены выливались на зрителей в режиме нон-стоп без всяких цензурных фильтров. «Пока не научитесь думать своей головой, никуда из зала не уйдёте! Фак!».
Скажем честно, спорный спектакль «Дневник онаниста» (ON театр, Санкт-Петербург) по прозе Алешковского, который также был показан в рамках фестиваля «Молодые театры», в сравнении с творческой работой из Словении, показался настоящим литературным шедевром…
Да, словенцы действительно очень рисковали, показывая для российского зрителя подобную работу. Но спектакль «Будь проклят тот, кто Родину продаст» восторженно был принят на театральных фестивалях в Брюсселе, Белграде, Хельсинки, Нью-Йорке, Братиславе, Сараево… Европа готова к таким экспериментам, но для российского зрителя они – дикость. Театральные критики сходятся во мнении, что огульно критиковать словенцев не стоит. После спектакля Марина Дмитревская, театральный критик, профессор СПбГАТИ, главный редактор «Петербургского театрального журнала» поделилась впечатлениями с «АиФ в Омске» о словенском эксперименте:
- Это не провокация. Это настоящий политический театр, который существует в мире, но никогда по-настоящему не существовал в нашей стране при любом режиме. Спектакль затрагивает все болевые социальные темы и профессионально-этические тоже. Последняя сцена – это просто Шекспир! Картина мира, утратившая все смыслы. Первая сцена, где актёры обнажаются, конечно, провокативная. В последней - обнажение духовное. Они отважные ребята.
Вчера Мария Дмитревская в рецензии Петербургскому театральному журналу написала: «Вот надо было, чтобы приехали «гей, славяне», вышли к залу и, рассказав о словенской трагедии, обратились к русскому зрителю: мол, сидишь, хочешь Достоевского и думаешь, что мы тут базарим не про тебя? Фак! Россия тоже причастна к нашему безумию, она приютила сербских преступников, она вообще стала мусорным баком, собирающим всех идиотов мира, включая Депардье! В ней за прошлый год умерло 1055 гастарбайтеров из Таджикистана, они строят олимпийские объекты за копейки, а деньги текут православным коррупционерам. Они, ударенные войной, понимающие, что «советская цензура - фигня по сравнению с либеральным капитализмом», под песню «ты защищаешь народ от народа своего» истово ищут истину. И не находят. Сарказм их по отношению к себе так же жесток, как и по отношению к миру, в котором они живут. Безумному миру, в котором все связано и все связаны».
Смотрите также:
- Павел Артемьев и Алиса Гребенщикова разыграли для омичей современную поэзию →
- Скандальный «Хоровод». Письмо рассорило «лицеистов» и департамент культуры? →
- Абсурд и скелеты в шкафу: в Лицейском театре прошла премьера «Ивонны» →