Омск, 20 мая – АиФ-Омск. Спектакль по классическому школьному произведению предназначен совсем не для школьников. Воронежский театр на свою «Шинель» подрастающее поколение вообще старается не пускать. Объяснение простое: на спектакль, после которого стоит задаться философскими вопросами о жизни и смерти, необходимо настроиться.
«Шинель» идёт на сцене «Шута» уже 12 лет. Это последний спектакль для взрослых, который при жизни успел поставить художественный руководитель театра Валерий Вольховский. За прошедшие годы в сценическом произведении сознательно ничего не меняют, хотя и мемориальным спектаклем его назвать нельзя.
Читайте дневник фестиваля «В гостях у «Арлекина» >>>
- Спектакль у нас живой и мы его очень любим, - рассказывает арт-директор театра «Шут» Светлана Дремачёва. – Да, он поставлен исключительно для взрослых, школьников на него не пускаем, хотя они «Шинель» уже в 7 классе изучают. Но этот спектакль не для изучения, в театр необходимо приходить за другими ощущениями. Вольховский придерживался именно такой позиции. В чём привлекательность Гоголя для современной публики? Гоголь вечен. Он не просто описывал современную ему действительность и мир чиновничества. Он ощущал мироздание в его бесконечности. Мы же познаём только маленькую часть всего этого, но сам Гоголь безграничен. Такой вот секрет есть у классики. И тема Акакия Акакиевича с каждым годом рождает новые ассоциации с днём сегодняшним.
Интересная особенность «Шинели» - зонги, которые введены в ткань спектакля и исполняются всеми актёрами. Смысл подобного античного хора в том, чтобы не просто рассказать историю Акакия Акакиевича, а высказать позицию современного человека от лица театра. Именно поэтому актёры используют открытый приём и во время исполнения зонгов снимают маски.
Стоит отметить, что в 2001 году президиум Российского центра UNIMA признал «Шинель» лучшим спектаклем всех театров кукол России за последние 15 лет. Чем покорили зрителей и критиков новая интерпретация гоголевского текста, мы спросили у Валерия Шадского, который являлся президентом вышеуказанного центра Международного Союза деятелей театра кукол:
- Для своего времени это был один из самых лучших спектаклей. Вольховский удивительный режиссёр социальной направленности. По внутреннему психологизму и трагизму, в «Шинели» создана атмосфера маленького человека. Сейчас спектакль смотрится несколько архаично с этими зонгами брехтовского периода, но в промежутках между ними создаётся трогательная картинка. Она воздействует на эмоции человека. Настоящий театр и должен заставлять человека сопереживать. В воронежской «Шинели» это есть.
2013 год для театра «Шут» пройдёт под знаком памяти Валерия Вольховского. В сентябре исполняется 10 лет со дня смерти режиссёра, а в декабре ему исполнилось бы 75 лет. Коллектив запланировал снять фильм о своём художественном руководителе и провести ряд других памятных мероприятий.
Справка
Первый спектакль Воронежского театра кукол состоялся 8 ноября 1925 года на сцене университета. Основатель театра – Н. Беззубцев, директор музея изящных искусств ВГУ, сотрудник Воронежского губернского музея. С 1987 по 2003 годы художественным руководителем театра кукол «Шут» был Валерий Вольховский. Вскоре театра кукол из обычного, каких много, превратился в художественное явление мирового уровня. «Озерный мальчик» П. Вежинова стал визитной карточкой воронежских кукольников во всём мире. В 2009 году театра присвоено имя народного артиста России Вольховского.
Смотрите также:
- Премьера. «Без вины виноватые»: драма и роскошь XIX века →
- День первый. «Три сестры» из Петербурга приехали в Омск →
- День первый. Эстонцы показали омичам Шекспира →