Впрочем, от этого «Ночь перед Рождеством» не потеряла праздничной атмосферы, созданной автором. В итоге, получился полный неожиданностей спектакль, в котором тесно сплетены реальность и легенда, прошлое и настоящее, живые актёры и куклы.
О кочевых артистах
«Ночь перед рождеством» поставили Владимир Бирюков, худрук Пензенского областного театра «Кукольный дом» и Ольга Верёвкина, главный художник «Арлекина». Новый спектакль режиссёр посвятил тем артистам, которые несут искусство в самые удалённые уголки мира. Именно поэтому в сюжетной линии появилась история труппы кукольного театра, отправившейся зимой в далёкую деревню на выездной спектакль «Ночь перед рождеством». Фрагмент из кочевой актёрской жизни, который ненароком дают подсмотреть зрителям, становится оригинальным обрамлением гоголевского сюжета: в итоге, мы видим классическую композицию «театр в театре».
Соседство реальностей
В этом спектакле театр решил обратиться к своим истокам – перчаточным куклам, с которых и началась история «Арлекина». Практически все персонажи – первая красавица села Оксана, кузнец Вакула, Чёрт, Солоха, казак Чуб – предстают в их облике.
Однако создатели спектакля не стали на этом останавливаться, были придуманы и продуманы необычные сценические решения и декорации. Так, царица Екатерина и её придворные дамы, к которым приходит просить подарок для своей любимой Вакула, предстают перед зрителями в виде кукол-тантамаресок (при управлении такими куклами задействованы лицо и руки одного либо сразу нескольких актёров, – Ред.).
А одним из элементов декорации является трёхметровый кожух, который становится то хатой Солохи, возле которой собираются посплетничать деревенские девушки, то кузницей Вакулы, куда он несёт мешок с сидящим внутри чёртом.
Вообще, человек и кукла в этом спектакле взаимодействуют чрезвычайно тесно. Но зритель очень хорошо понимает, что обе рассказываемые истории чётко разделены во времени и пространстве. Режиссёр, ругающийся с театральным начальством по сотовому телефону – это одна реальность. А рождественская история, в которой до конца неясно – то ли это байка, услышанная тем же самым режиссёром от дедушки, то ли постановка, сыгранная актёрами в забытой богом деревне – реальность совсем иная. И они вовсе не конфликтуют, а волшебным образом дополняют и оттеняют друг друга, позволяя сопереживать сюжету, хотя он давным-давно хорошо известен. Самое же главное, как говорят создатели спектакля, у них родилось «смешное, ироничное, лукавое и удивительное» произведение «с чувством восхищённой ностальгии по временам, когда люди умели безоглядно любить».
В спектакле заняты актёры: Дмитрий Войдак, Марина Зеня, Александр Кузнецов, Геннадий Власов, Елена Артамонова, Эдуард Павлинцев, Елена Фалеева. Также над премьерой работали художник по свету Александр Новиков и заслуженный артист России, балетмейстер Виктор Тзапташвили.
Досье
Владимир Бирюков – выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (1984). Работал главным режиссёром в Братском театре кукол, с 1989 г. – главный режиссер Пензенского областного театра «Кукольный дом», с 2002 г. – его художественный руководитель. Неоднократно его спектакли становились лауреатами и номинантами Национальной премии «Золотая маска», частый участник различных фестивалей кукольных театров.