«Отелло»: в воде и под ритмы танго. Недетский спектакль ТЮЗа

Премьера спектакля «Отелло» в омском ТЮЗе. © / Александра Горбунова / АиФ

Ни капли пафоса, ни грамма историзма, максимум искренности и по-настоящему шекспировский накал страстей. Постановка «Отелло» в омском ТЮЗе стала одной из самых ожидаемых премьер театрального сезона.

   
   

Эта работа стала первой для нового коллектива под руководством худрука ТЮЗа Владимира Золотаря. Постановочная команда, как на подбор, из ведущих театральных специалистов Москвы и Петербурга.

Как одевали армию

Не каждый день увидишь в детском театре такой недетский спектакль. Однако пьеса выбиралась осознанно, с целью попасть в свою аудиторию, в молодёжь. История про Отелло, Дездемону и злосчастный платок - давно уже притча во языцех, в которой детали повествования отошли на второй план. Постановка ТЮЗа уже одной своей сценографией напоминает зрителям о том, что действие происходит на острове Кипр, и именно поэтому вода в премьерной работе занимает не последнее место (художник спектакля - Михаил Кукушкин, художник по свету - Денис Солнцев). Вода здесь везде - с первой до последней сцены. Военная форма героев тоже в контексте пьесы Шекспира, но вне привязки к определённой исторической эпохи.

- Вся история завязана на том, что генерал женился, - объясняет Владимир Золотарь, режиссёр. - Если внимательно читать Шекспира, то можно заметить жёсткое противопоставление чиновничьего и военного миров. Эта пьеса вне военной истории не читается. Можно, конечно, обобщать, но я убеждён, что не будь Отелло генералом, он бы Дездемону не задушил. Это же не припадок гнева, он осудил её и, как ему кажется, справедливо.

Одеть военных оказалось не так-то просто. Фото: АиФ / Александра Горбунова

К слову, одеть героев в военную форму оказалось непросто. По словам Натальи Смирновой, художника по костюмам, самым сложным оказалось почувствовать то, что хочет режиссёр и реализовать эту идею в эскизах:

- Мне казалось, что одеть нашу армию легко, достаточно только пройтись по магазинам. Ну где-то же военные одеваются! Нужно было найти одежду без декоративных деталей, где минимум разницы оттенков и лаконичность цвета.

Песня Дездемоны

Делать акцент на цвете кожи главного героя в ТЮЗе режиссёр не стал. Мавр (Сергей Дряхлов) - обладатель вполне европейской внешности. Как заявил Владимир Золотарь, если бы не этот актёр, то и пьесу ставить бы не стали:

   
   

- Сергей Дряхлов - это та индивидуальность, которая нужна была на эту роль. Если бы не он, мы ставили бы не «Отелло», а что-нибудь другое. К артистам перед каждым новым спектаклем я прихожу со словами: «Давайте сделаем так, как будто мы вообще не знаем, о чём пьеса. Тогда мы начинаем открывать её заново». В противном случае мы существуем в огромном количестве стереотипов.

Музыкальное сопровождение спектакля - ещё один гипнотический момент для зрителей. Здесь и шумы, и шорохи, и тревожные ноты приближающейся трагедии. Ольга Шайдуллина, композитор, лауреат всероссийских и международных музыкальных конкурсов, отмечает:  

- Когда работаешь с Золотарём, можно ожидать самых неожиданных решений. От композитора требуются оригинальные ходы. Например, в английской трагедии «Отелло» звучат не только авторские темы для спектакля, но и русские народные песни, а в финале песня Дездемоны «Ива» исполняется на английском языке. Так что по музыкальной структуре у нас картинка контрастная. Приглашены музыканты - медный духовой квинтет, они не только будут сопровождать действие музыкой, но и непосредственно участвовать в событиях пьесы.

В этой версии спектакля Дездемону задушили нежно. Фото: АиФ / Александра Горбунова

Что касается знаменитой сцены удушения Дездемоны, то она отличается удивительной… нежностью и страстью. Убийство и попытки Отелло вернуть возлюбленную к жизни происходят под ритмы танго. Согласитесь, кульминация шекспировского произведения обескураживающая.

Смотрите также: