Омск, 8 апреля – АиФ-Омск. Перед началом закрытого показа Евгений Бабаш предупредил зрителей, что заявленный эскиз на сегодняшний момент уже не эскиз, так как обзавёлся художественным светом и музыкальной партитурой на основе произведений А. Шнитке, но и не совсем спектакль. Режиссёр заботливо предупредил зрителей, что смысловые акценты будут смещены, и получившийся сценический текст – это фантазия по мотивам сказки «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена.
Неоправданный садист
Евгений Бабаш не любит отгораживать сцену от зала четвёртой стеной, а так и норовит психологически уравнять людей, сидящих в зале и играющих на сцене. За поднятым на минуту до начала действия занавесом собрались все артисты, занятые в спектакле, и воспользовались уникальной возможностью взглянуть в глаза зрителю.
Удивительная фантазия Бабаша и его учеников превратила сюжет известной сказки в актуальную историю – вполне современные девочки и мальчики беседовали о том «зачем эта дура Герда поперлась за Каем» и про то, что они сами еще «не самопожертвовали». Скептичный Андерсен в исполнении Дмитрия Татарченко спокойно наблюдал за этими разговорами, вставлял реплики о том, что исследователи не понимают его творчества и неоправданно называют садистом. Дети смотрели на странного дяденьку и вопрошали: «Это вообще кто?». На самом деле – все ли современные дети знают Андерсена?
На сцене идёт снег – это белые целлофановые пакеты летят, собираются в сугробы; громкой гурьбой вбегают дети, и вот уже начался зимний праздник: катание с горки, игра в снежки. И только Ледяная дева, метафорически появившаяся на сцене, заявляет – «я хочу, чтобы этот мальчик поцеловал меня на прощание». И вот уже Герда (Анита Хасметова) готова отправиться в своё путешествие.
Цветы для зрителей
Главная героиня пунктирно следует по сюжету сказки. Вместо воронов – пустые плащи, зловеще зависшие над девочкой. Вместо принца – безголовый манекен, которого принцесса Эльза (Олеся Качаева) укоряет в том, что он «совсем голову потерял от этой девчонки». У Эльзы необычный характер. Эдакая экзальтированная девица, которая поёт на немецком, танцует с Гердой под патефонные мелодии, одаривает бедную девочку и тут же забывает о её существовании.
Миназсцена с разбойниками – монументальна и живописна. Бабашу удивительным образом удаётся передать настроение и свой режиссёрский замысел в, казалось бы, статичных зарисовках на авансцене. Сам сюжет иногда даже тяготит эту театральную фантазию, куда более интересны мысли на тему и зарисовки «вокруг».
Разбойники наступают на Герду, та оказывается в их руках… Возникает ощущение того, что все происходящее для Герды не реально, все её приключение происходят только у нее в голове. И как подтверждение этого – появление чудесного спасителя – маленькой разбойницы.
Куда более реален сон Герды, где северные девочки разыгрывают пред нами вольную ассоциацию на обрядовое действо – колдуют, ловят «снег» в кадку, ставят его на «огонь», а из топлёного снега вдруг появляются красные варежки. Герда, как и положено, находит Кая. Вы думаете, что путешествие Герде нужно было для того, чтобы спасти Кая? Нет, оно нужно было для того, чтобы девочка могла сказать своему другу: «Прости меня». В ответ герой прячется под юбку Королевы, а появляется уже маленьким мальчиком. Может быть, так его душа очистилась прощением?
В конце спектакля дарят цветы. Артисты дарят цветы зрителям. И уже не понятно, кто играл, кто смотрел, а кто вставлял язвительные комментарии про «дуру Герду» и «самопожертвование». Артист и зритель здесь одно и то же – сотворцы. И в такой режиссёрской философии есть нечто очень честное.
Алиса ОСТРОВСКАЯ
фото предоставлено Лицейским театром
Смотрите также:
- Сплошная борода! Лицейский театр поставил апокалиптический спектакль →
- Андерсен в омском ТЮЗе. Спектакль «на вырост» →
- «Кориолан»: «Начало» есть, ждём «Возмездия» →