Про героев и фашистов: в музыкальном театре премьера балета «Карбышев»

Фото: Елены Володиной

За нелёгкое и рискованное дело взялась выпускница ГИТИСа Надежда Китаева. Балет «Карбышев» в музыкальном театре – её дипломная работа, с которой 23-летний хореограф справилась не хуже настоящего профессионала. В распоряжении Надежды оказались книги по военной истории, симфонии Шостаковича и балетная труппа омского музыкального театра. Из этого нехитрого театрального «арсенала» нужно было по кусочкам собрать героический балет. Премьеру приурочили ко Дню памяти и скорби. К слову, балет «Карбышев» - первая постановка в России.

   
   

«Мы заставим зрителя плакать»

Отметим сразу, что все сомнения по поводу, казалось бы, не балетной темы, отпадают после просмотра «Карбышева». Здесь всё к месту, всё логично и связано между собой трагической судьбой нашего великого земляка. «Карбышев» - это современная сценография, но без устрашающих декораций и без всякого намёка не военный блокбастер. На заднем плане – видеохроника военных лет. «Карбышев» - это современная хореография, но не нашумевшее «Обнажённое танго». В конце концов, тема актуальна. Вся история растянулась на 70 минут и смотрится, что называется, на одном дыхании.

- Я изучала биографию Карбышева, читала книги, смотрела документальные фильмы, - рассказывает Надежда Китаева. – Он идеальный человек по своему внутреннему стержню. Я представляла себя на его месте и понимала, что действительно нужно иметь такие принципы, ради чего стоит жить. Конечно, было сложно не опираясь на какой-то литературный материал, написать либретто, подчинённое законам драматургии. Некоторые исторически факты пришлось немного исказить, чтобы логически связать сцены. Но я рада, что у нас получился не пустой спектакль. Чем больше времени уходит, тем меньше мы задумываемся о том, что когда-то происходило. И этот балет важен не только для Омска. Сейчас в хореографии мало задумываются о чём-то серьёзном, нет идеи, цели. Меня в ГИТИСе учат тому, что нужно воспитывать зрителя. Я думаю, что у нас всё получится, и мы заставим зрителя плакать.

Что касается музыки, то балет был написан из нескольких симфонии Шостаковича. А музыка у композитора не простая и для танца мало подходит.

- Симфонии Шостаковича мне снились по ночам, - продолжает Надежда Китаева. – Музыку нужно было тщательно прослушать, разобрать, понять, подходит ли она для нашей постановки? К сожалению, музыка не написана специально для балета, симфонии вообще не созданы для танца. Тяжело было с массовыми сценами, где задействовано много человек. Я сидела с бумажками, писала на них номерки, переставляла местами…

Финал – адовый

Языком танца в балете нужно было показать не только героизм советских солдат, но и немецких врагов. Хореография в «Карбышеве» хоть и на основе классики, но классическим балет не назовёшь. В нём есть современная пластика. Особый контраст в изображении русских и немцев.

- У них различаются позиции рук, ног, стоп, положение корпуса, - объясняет Надежда Китаева. – Я пыталась показать душу русского народа через танец: у них и корпус гнётся, и движения рук особенные, более плавные. А немцы в балете – это машина, которую завёл Гитлер, и которые идут убивать.

   
   

Стоит отметить, что из-за нехватки мужчин в балетной труппе (а тут всё-таки спектакль о войне!) немецкую форму надели на высоких девушек из кордебалета.

Главную роль генерал-лейтенанта Дмитрия Михайловича Карбышева исполнил солист Андрей Матвиенко. По словам балетмейстера, «выбить» из артистов внутренний образ было сложно, потому что спектакль, по сути, страшный.

- Мне первый раз досталась роль такого героя, - комментирует Андрей Матвиенко. – В основном в балете я танцую каких-нибудь романтичных принцев, а тут – герой войны. Прочитал биографию Карбышева, задумался о том, какая всё-таки у человека была сильная воля. Жалко стало, что человек столько всего пережил и умер за несколько месяцев до Победы.

Самый мощный момент балета – финал. Не только из-за трагической смерти Карбышева в концлагере «Маутхаузен», обливания главного героя водой, но и музыки Шостаковича. По выражению Надежды Китаева, музыка в финале «адовая». Здесь и на самом деле начинает казаться, что звучит ад. Война, героизм, сила русского духа на фоне концлагеря в балете переданы убедительно.

Смотрите также: