Благословение на весь Омск (ТОЛЬКО НА САЙТЕ!)

   
   

Все они участники православной выставки «Сильвестр Омский - Свет земли Сибирской», которая с 6 по 11 февраля работает на территории Экспоцентра в гипермаркете «Континент».

Однако кроме представителей отечественных епархий в Омск приехали участники из Греции, Черногории, Израиля. Нынешняя выставка - уже третья в регионе: две предыдущие вызвали широкий резонанс и интерес посетителей, как прихожан, так и невоцерквлённых людей. По экспонатам, которые привёз каждый из 160 участников, можно проследить историю православия, а ещё отведать монастырской трапезы, увидеть образцы церковной утвари и послушать православные песнопения в исполнении омских хоров.

Даже русский выучили

Каждый монастырь привёз в Омск свою храмовую икону. Впервые в числе участников оказались представители Сербской православной церкви - женский монастырь преподобного Сергия Радонежского. Матушка-настоятельница в этом храме русская, а деньги, на которые в данный момент ведётся строительство храма, были пожертвованы… сибиряками - нашими соседями из Новосибирска. Сейчас в монастыре осталось завершить внутреннюю отделку, наладить инженерные коммуникации. Монастырь расположен высоко в горах, и пока там ещё нет электричества. На выставку служители привезли храмовую икону с изображением Иоанна Предтечи. Как известно, это почитаемый в Черногории святой, здесь же находится частица его мощей. Омичи не обходят вниманием эту реликвию. На этом же стенде можно увидеть фрески с изображением белого ангела, символа Сербии, написанные в соответствии с сербской традицией темперой на телячьей коже.

По соседству с Черногорией расположились греки. Иеромонах Илия, представляющий скит Святой Троицы, стоящий на святой горе Афон, вместе с двумя братьями уже около 30 лет служит вере и живёт на Афоне. Это «монашия страна», кроме монахов там нет никого, туда воспрещён вход женщинам. Однако на выставке иеромонах охотно общается как с мужчинами, так и с женщинами.

- Мы были у вас на выставке в прошлом году, в этом приехали снова, чтобы принести благословение афонской божьей матери на весь мир, на весь Омск, - говорит служитель. - Мы привезли оливковое масло, которое лечит весь организм, мёд и маслины с горы Афон. У нас ведь растут великолепные сады, и сами монахи занимаются выращиванием плодов!

Обо всём этом гость из Греции рассказывает на не очень чистом, но всё-таки хорошем русском языке. Откуда у монахов склонности к нашему языку?

- Учим. Уже почти десять лет. Так что я практически русский, - смеётся гость.

   
   

Самая дальняя точка

На бывшем советском пространстве только Грузия и Прибалтика представлены отдельными патриархиями. Все остальные страны бывшего СССР являются частью русской православной церкви, не теряя при этом самостоятельности. Представители Молдавии приехали на выставку, подчиняясь собственной миссии. Реликвии, которые они привезли в Омск, уникальны: это мироточивые и кровоточивые иконы Иверской Божьей матери, Татьяны мученицы и икона Умягчения злых сердец.

- Это величайшие святыни, они удивительны тем, что такого обилия кровоточения на иконах в Тирасполе раньше нигде и никогда не было зафиксировано, - говорит Вадим, послушник монастыря в честь святителя Иоанна Златоуста. - В 2006 году по благословению архиепископа Тираспольского Юстиниана три эти иконы были исследованы в главном экспертно-криминалистическом центре МВД России. Установлено: кровь, появившаяся на них, человеческая, со всеми свойствами, она имеет группу, генотип, всю цепочку ДНК. Везде, где бы мы ни появились, люди не скрывают шок. Останавливаются, спрашивают. Каждый понимает, что, возможно, именно человек и его деяния - та самая причина, по которой иконы кровоточат. Икона Иверской божьей матери кровоточила накануне всех последних трагических событий: расстрела заложников в Беслане, бомбардировки Югославии, блокаде Приднестровья.

Эти святыни представители монастыря планируют провести по всей России - с запада на восток. Пока Омск, где они имеют возможность представить иконы на выставке, - самая дальняя точка на их маршруте.

Трудом рук своих

Третья выставка-ярмарка, пожалуй, станет самой востребованной. Во-первых, она проходит в особый год - 26 февраля исполняется 90 с момента мученической кончины святителя Сильвестра, а именно в его честь названа вся экспозиция. Во-вторых, число участников пополняется каждый год. В-третьих, выставка расширила свою площадь - на территории областного Экспоцентра она проходит впервые.

- Здесь есть возможность сделать то, что невозможно в церкви: пообщаться с православными - с батюшками, настоятелями, - говорит игумен Савватий, наместник Свято-Никольского мужского монастыря села Большекулачье Омского района. - В храме запрещено разговаривать, а, выходя из храма, каждый сразу же бежит по своим делам. Кстати, это ведь не только выставка, но и ярмарка. Раньше монах плёл корзины и шёл на базар продавать свою работу, чтобы выживать. Бог не посылает каждому монаху с неба отдельный паёк. Монастырь живёт трудом рук своих. И сегодня все эти ремёсла представлены на омской выставке. И есть возможность собрать какие-то средства.

Православных выставок, подобных омской, сегодня в России проходит несколько. И их польза одинаково важна как для людей, посещающих экспозиции, так и для самих монастырей.

- У нас был случай, когда после участия в такой выставке служители храма в Волгоградской области собрали средства на новый насос. До этого им приходилось носить воду в коромыслах. Матушка была такая довольная, рассказывала, что они наконец-то отложили коромысла и могут качать воду из насоса, - говорит Татьяна Селезнёва, директор  выставочного общества «Уральские выставки», организатор экспозиции в Омске.

По мнению многих посетителей, такая выставка является хорошей возможностью посмотреть не только то, с чем приехали представители других епархий, но и показать, что есть у нас. Как заметил на открытии экспозиции министр культуры Омской области Владимир Телевной, это событие будет интересно не только верующим. Возможно, ещё больший интерес и пользу оно может принести для людей невоцерквлённых, становясь для кого-то этапом перехода от безверия к вере.

Смотрите также: