Хореограф Надежда Денисенкова о том, зачем нужна школа искусств в селе

Дети с удовольствием выступают на сцене. Им важно показать, чему они научились. © / Из личного архива

Село Цветочное – самая крайняя точка на карте Омской области на границе с Казахстаном. Уже больше 20-ти лет здесь существует детская школа искусств, где сельских ребятишек учат танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах и рисовать. Директор школы искусств Надежда Денисенкова уверена, что все эти занятия необходимы для развития детей.

   
   

Не высокопарным языком

Марина Прожога, omsk.aif.ru: Надежда Владимировна, школу искусств в деревне нечасто встретишь, обычно ребятишки на занятия ездят в райцентр. Зачем она нужна в небольшом селе?

Надежда Денисенкова: Действительно, из культурных объектов на селе, как правило, есть Дом культуры и общеобразовательная школа. Нашему Цветочному в этом плане повезло. Наша школа искусств расположена почти в 200 километрах от города Омска, но вопрос о необходимости открытия такого образовательного учреждения в своё время даже не стоял. Почему возникла такая потребность? Для того чтобы у сельских детей, молодёжи была возможность познать мир искусства. А если отставить в сторону высокопарные слова, для того, чтобы сельские дети развивались не хуже городских. Кто-то хочет научиться играть на фортепиано, кто-то рисовать, танцевать… Так пожалуйста! Рисуйте, танцуйте. Всё просто. В прошлом году мы отметили уже 20-летие школы. У нас работают три отделения: музыкальное (класс народных инструментов), хореографическое и художественное. По окончании школы мальчишки и девчонки получают свидетельство об образовании.

Надежда Денисенкова - хореограф, директор сельской детской школы искусств. Фото: АиФ / Александра Горбунова

– Но, как ни крути, а в городе возможностей реализоваться таланту больше. Больше вероятности, что юную звёздочку заметят на каком-нибудь конкурсе, фестивале…

– Это верно лишь отчасти. Наши дети не просто обучаются, не просто проходят определенную программу, они ездят на конкурсы, участвуют в выставках. Сейчас это не проблема. Ограничений по принципу, что мы сельская школа и не можем принять участие где-то, просто нет. Государственный центр народного творчества при минкульте предоставляет полный набор разных конкурсов. Пожалуйста, участвуйте! И мы участвуем и в зональных, и в областных конкурсах, занимаем призовые места. У нас на базе хореографического отделения создан образцовый хореографический ансамбль «Цветочинская карусель», который уже на протяжении многих лет занимает только призовые места в области. Коллектив выезжал в Москву – вернулись с дипломом 1 степени, со Всероссийского конкурса в Вологде привезли Гран-при, с международного конкурса в Сочи – первое место. Есть наработки, есть достижения, и для полёта возможности есть. Конечно, присутствуют определённые финансовые трудности, но они всегда были, есть и будут.

Назло всему процветаем!

– Вы о том, что финансирование слабое, клубы на селе разваливаются…

– Ну что значит разваливаются? Я в культуре работаю с 1977 года, и всю жизнь у нас всё разваливается, но почему-то при этом процветает народное творчество! Вы посмотрите, какие хоровые коллективы на селе есть! Какие художники, народные умельцы…У нас часто любят рассуждать, особенно несведущие в этой области люди, что культура финансируется по остаточному принципу. Это даже модно стало, поругать власть, мол, культура в забытьи. Но что тут сказать – когда есть возможность, то производятся неплохие вливания в культуру. Конечно, если я скажу, что всё прекрасно и здорово, это будет неправдой, меня не поймут коллеги. Тем не менее, изыскивают резервы. Сейчас такое время, что руководителю тоже нужно крутиться, находить самому рычаги, с помощью которых можно делать финансовые вливания. Где-то, возможно, вообще не решаются вопросы, я имею в виду на уровне местного самоуправления.

   
   

– Значит, вам муниципалитет помогает?

– Конечно! Вот ездили на конкурс в Москву, поездка обошлась в 230 тыс. рублей. Это очень дорого, особенно для села. Подключился муниципалитет, администрация, – помогли. В Вологду ездили, тоже на паритетном принципе оплатили – 50 % муниципалитет, 50 % – минкульт. Спонсоров подключаем, по возможности родители помогают.

Дети с удовольствием занимаются танцами. Фото: Из архива школы искусств села Цветочное.

Про учителей и отопление

– Но ведь сейчас плату вот в таких детских образовательных учреждениях отменили. Как выходите из ситуации?

– Я никого не могу заставить платить деньги, да этого и не нужно. Я просто разговариваю с родителями как человек, который хочет лучшего для их же детей. И честно скажу – не знаю отказа. Люди помогают, чем могут. Ну, скажите, какой отец или мать не хотят, чтобы дети выступали в красивых костюмах, удобной обуви? Знаете, есть такая поговорка: «У каждого руководителя свой клей». Мой – это уважение к людям.

– А сколько детей занимается в школе искусств, есть сложности с набором?

– Школа сельская, небольшая, преподавателей мало, поэтому сколько набирается человек, столько и учим. Сейчас у преподавателя по классу домры (древнерусский струнный щипковый музыкальный инструмент, в старину на нём играли скоморохи. – Ред.) пять человек занимается. Я хореограф и директор школы, у меня 50 человек занимается. Если учесть, что в общеобразовательной школе учится немногим больше 100 детей, то получается, что у нас танцует каждый второй ребёнок на селе. Мы готовы и из соседних деревень детей учить, но пока никак не решится вопрос с автобусом, нет транспорта, на котором можно возить детей в Цветочное.

– Домра – редкий, почти забытый инструмент, оттого, наверное, и учеников мало. Сейчас больше востребованы фортепиано, скрипка. Почему на них не учите детей играть?

– Нет преподавателей. Не буду скрывать, проблема кадров для нас актуальна. Дело в том, что несколько лет назад в селе отрезали центральное отопление, и очень много народу уехало. Для того чтобы восполнить эту миграционную яму, потребуется не один год. Но в этом году к нам должна приехать моя ученица, она сейчас заканчивает хореографическое училище, я держу для неё место. Будем завлекать молодёжь в деревню.

У сельских детей есть возможность выступать не только на конкурсах в Омске, но и в других городах страны. Фото: Из архива школы искусств села Цветочное.

– Вы сами почти всю жизнь прожили в Омске, но несколько лет назад с супругом, Анатолием Денисенковым, заслуженным артистом России, переехали в далёкое село. Не пожалели?

– У нас были личные причины для переезда, но нет, не пожалели. Мы же не на Луну уехали, город рядом, и поверьте: оставаться самим собой можно и в глухой деревне, и в светском обществе. Нужно помнить, что везде живут люди, и не надо ставить себя выше других. Да в селе Цветочное живут в основном люди трудовых профессий – доярки, трактористы, скотники. Так исторически сложилось, но это не значит, что им чуждо прекрасное. Они мечтают, чтобы их дети получили музыкальное, хореографическое, художественное образование, и пока муж был жив, мы вместе учили детей. Сейчас школа носит имя Анатолия Константиновича. У нас есть свой выставочный зал, где проходят выставки. Приглашаем учеников из школы, детский сад к нам ходит на экскурсии, ветераны. Проводим свои концерты в ДК, детям важно показать, чему они научились. И выступления ансамбля «Цветочинская карусель» всегда превращаются в настоящий праздник. Я хочу сказать, что, несмотря на то, что нам постоянно напоминают, что во главу угла ставится образование, на селе школа искусств несёт ещё и социальную функцию. Она является очагом культуры, к которому тянутся люди.

Досье
Надежда Денисенкова, окончила в 1984 году Ленинградскую Высшую профсоюзную школу культуры, победитель всероссийского конкурса педагогов в номинации «Лучший учитель сельской школы дополнительного образования», вдова Заслуженного артиста России Анатолия Денисенкова.

Смотрите также: