«Внутри я всё равно 14-летний»

   
   

«Юбилей… Ничего весёлого. Что хорошего может быть в том, что тебе стало больше лет? Надо чему-то соответствовать, интервью давать. Хотя я не печалюсь по поводу прошлого. В каждый новый период своей жизни ты другой человек с новым опытом. Иногда завидуешь тому, что был моложе, изобретательнее, влюбчивее. А сейчас о здоровье больше печёшься. Хотя по-прежнему его не щадишь».

12 января, в день рождения, Моисея Василиади поздравлял весь театр, коллеги и зрители. Обычный спектакль, творческий вечер. Безо всяких разграничительных черт между прошлым и настоящим.

- Не люблю итоги прожитого подводить, ко мне это никакого отношения не имеет, - улыбается Моисей Филиппович. - Внутри я всё равно 14-летний. Правда, не всем об этом скажешь, и не все это поймут. От человека с возрастом ведь мудрости и солидности ждут.

Мы беседовали с юбиляром накануне «даты». Но тоже решили на пафос время не тратить. Лучше про жизнь, про театр. Кажется, про театр получилось меньше, чем про жизнь. Хотя обе эти вещи всё равно крепко между собой переплетаются.

- Моисей Филиппович, вы сказали, что меняетесь. А способы вашей жизненной подпитки с годами тоже меняются?

- Нет, они остаются теми же самыми. Художественная литература - море непрочитанных книг. Природа. Человеческие взаимоотношения. Мне нравятся «безымянные» люди, «безымянный» зритель, с которым я не знаком. Потому что он всегда оставляет какую-то тайну. О том, какие чувства он испытал на спектакле, никогда мне не расскажет, и я об этом никогда не узнаю. Это такой закон самосохранения, что ли. Когда я слышу, что зритель в зале не дышит, то понимаю, что делаю что-то стоящее. А когда я «слышу» его присутствие, сразу появляются вопросы к самому себе.

   
   

«Нерядовая профессия»

- ВЫ преподаёте актёр­ское мастерство в госуниверситете. Чему своих студентов учите?

- Чтобы они качество природы человеческой поняли. Технике не учу принципиально. Это безнадёжное дело - учить молодой организм технике. Ему надо собственную «технику» понять: почему он произносит те или иные слова, отчего начинает думать, против чего бунтует, что любит, что будет отстаивать до конца жизни, в чём он убедителен.

- Как давно вы преподаёте?

- 12 лет назад у меня был первый выпуск. Потом в педагогической деятельности был перерыв. Сейчас занимаюсь со студентами второго курса.

- О тех, кого вы выпустил 12 лет назад, что-нибудь известно?

- Трое работают в театрах в Москве, один в Питере. Остальные отошли от профессии.

- Не обидно? И за них, что столько времени потратили, и за себя, что столько сил вложили, а актёров не получилось?

- Нет. Я даже рад, что они не занимаются этим трудным делом. Молодые нынче практичные, им деньги большие нужны, они о благосостоянии в первую очередь думают, а потом о профессии. А так нельзя. Артист - не рядовая профессия, не обыденная.

Сложная простота

- ОБ актёрах Вахтанговского театра говорят как о «нации» - со своими достоинствами, хранимыми десятилетиями. Даже когда труппа меняется, «вахтанговец» не исчезает. А как можно охарактеризовать нацию «актёр Ом­ского академического театра драмы»?

- Артист, который никогда не схалтурит, не выйдет на сцену, чтобы проболтать свою роль. Мне иногда говорят, что я на сцене слишком прост, такой, как будто в жизни, что надо бы чего-то добавить, что всё это как крупный план в кино. Но ведь, по сути, эта простота и есть самое трудное, а крупный план тоже надо уметь выдержать - не наигрывать и не изображать. Честным надо быть в этом смысле.

Артист-«раздражитель»

- ПРЕДСТАВИМ, что вы можете абсолютно всё. Чего бы вам хотелось для своего театра?

- А не для театра можно? Питомник мечтаю для бездомных собак создать… Что для театра? Для него надо создавать условия и хорошие, и сложные одновременно, чтобы театр развивался в этом противоречии. Хорошие условия - в материальном плане, сложные условия - в творческом, художественном. Чтобы «пустоцвета» меньше было. Малоодарённые люди быстро маскируются, а ведь у каждого в жизни есть право выбора - как делать своё дело. Если молодой артист говорит: «Искусство больше света божьего люблю», а у самого внутри тяга к быту гораздо больше, чем к познанию, как бы он ни тужился, всем всё будет видно.

- Скажите, где вам нравится…

- На рыбалке…

- …мне хотелось про сцену узнать. Ваша любимая в этом театре - большая или камерная?

- Камерная, наверное. Люблю момент исповедальности. Я это не от самодовольства говорю, но мне не стыдно быть искренним. Хотя я вижу, как многим от этого бывает неуютно.

- Ну а что касается рыбалки?

- Это моё любимое состояние. Природа - моя подпитка, я уже говорил об этом.

- Идеальная рыбалка для вас - это какая?

- Лучше куда-нибудь уехать на два-три дня...

- Рыба имеет значение?

- Ну да, клёв - конечно! Только не так, чтобы без передыха. Когда много клюёт - это безобразие. А вообще рыбалка для меня - это процесс, причём увлекательный.

- Идя к вам на встречу, обратила внимание на афишу с вашим бенефисом. По этому поводу вопрос...

- … доволен ли я собой на афише?

- Нет, я не об этом. Представьте, вы остановились у афиши, подошёл незнакомый человек. Он вас не узнал и спрашивает, кивая на портрет: «Что это за артист?». Что вы ему ответите про самого себя?

- А я ему подыграю, попытаюсь его спровоцировать на какую-то реакцию. Отвечу: «Да ничего хорошего о нём не могу сказать». Люблю провокацию. Артист - это всегда некий «раздражитель».

- Будете провоцировать, чтобы он спорил?

- Чтобы отстоял своё собственное мнение. Если он спросил, что я думаю, значит, он и сам для себя какое-то впечатление составил. Ну а если бы это была женщина, я повёл бы себя по-другому.

- Как?

- Провоцировать бы точно не стал. Спросил бы её в ответ: «А вы как считаете?»…

Досье

Моисей Василиади - народный артист России. Родился 12 января 1950 года. Закончил ЛГИТМиК. Играл в Вышневолоцком театре драмы, во Владивостокском драматическом театре им. Горького, в Южно-Сахалинском драматическом театре им. А. П. Чехова, в Хабаровском театре драмы. С 1980 года работает в Омском академическом театре драмы, где сыграл множество ролей, получивших высокую оценку зрителей и критиков: Джордж в спектакле «Не боюсь Вирджинии Вулф», Валер в «Лекаре поневоле», Кулыгин в «Трёх сёстрах», Серебряков в «Дяде Ване», Симеонов-Пищик в «Вишнёвом саде» Чехова, Маркиз де Шаррон в «Кабале святош» и др. Руководит актёрским курсом в ОмГУ им. Ф. М. Достоевского на факультете культуры и искусств.

Смотрите также: