Спектакль вырос из лаборатории Омского ТЮЗа и ОДЭ-театра «Ателье-Т», которая прошла в мае 2016 года. Тогда в качестве эскизов Максим Пешин представил истории «Гадкий утёнок» и «Тень». Художественный руководитель ТЮЗа Владимир Золотарь рассмотрел в работах молодого режиссера зарождающийся спектакль и предложил сделать репертуарную историю по Андерсену. Дух лаборатории не выветрился из спектакля: каждая из трёх историй показана зрителям на новой площадке, так и эскизы «Ателье-Т» проходили в разных уголках ТЮЗа.
Камерная «история в чемодане» про Гадкого Утёнка разыгрывается посреди зрительного зала: на небольшом помосте Марина Журило и Стас Кочетков рассказывают трогательную сказку. Ново и свежо звучит классический текст автора, не интерпретированный драматургом. Режиссер отказался от своего лабораторного замысла сделать из этой сказки интерактивное обучающее представление для самых маленьких, и создал уютный, поэтический, игровой литературный театрик.
Вторая история разворачивается на авансцене перед занавесом. «Дурень Ганс» чем-то напоминает веселый и задорный экзамен по сценическому движению. Действие сплошь состоит из пластических и акробатических этюдов, история наполнена уморительными гэгами и карикатурными персонажами – в лучших традициях классического комедийного шоу.
Третья часть проходит за занавесом, в формате «камерной сцены», которым частенько пользуется Омский ТЮЗ. «Тень» - сказка, построенная на контрастах, начиная от игры с черным и белым, заканчивая противопоставлением мягкого и доброго Профессора (Алексей Гнеушев) и строгой, сдержанной Тени (Артем Ильин), движимой своими эгоистическими побуждениями.Яркий масочный грим героев – Профессор с белым лицом и высокой квадратной прической, Тень с лицом черным с гладко прилизанными волосами под безупречным цилиндром… Визуально намеченный конфликт, развивается пластически: если говорит Тень, то стоя прямо, смотря в одну точку, не делая ни одного напрасного движения, профессор же наоборот, не зафиксирован и перемещается свободно и даже суетно. В пространство гротеска перемещается «Тень» Пешина, когда на сцене появляется Принцесса (Мария Сазонова) – здесь она не трепетная девушка в розовом платье, а наоборот сутулая и кривая, резкая и напористая. Такой чудачке как раз в пору стать женой Тени.
Режиссер выбрал на первый взгляд несовместимые сказки Андерсена: «Гадкий утенок» скорее для детей младшего возраста, «Дурень Ганс» - весёлая шутка для детей постарше, а «Тень» для вдумчивых и взрослых ребят. Но находится ключ и к этой, казалось бы нелогичной, композиции – все три истории о самоидентификации героев, поисках своего я: самый простой путь к осознанию себя как личности проходит Гадкий утенок, он избавляется от комплекса неполноценности и занимает место в обществе прекрасных лебедей, дурачок Ганс (Дмитрий Керн), чьи выходки на грани откровенного бреда, всегда был собой и не стеснялся своей инаковости, и вот он встречает такую же чуднУю принцессу (Ксения Степанова), и именно в их принятии своей сумасшедшинки складывается счастливый союз, а вот в «Тени» мы видим становление не героя, Профессора, а антагониста, самой Тени. Отсоединившись от своего носителя, Тень добивается больших успехов и борется с глубокими комплексами, уже по Фрейду, ей для полного принятия себя необходимо уничтожить своего родителя, что и происходит в финале. И пусть в «Тени» не побеждает добро, но побеждает личность, происходит оконченное освобождение, античное, трагическое, через смерть и разрушение.
«Андерсен. Истории» - это спектакль «на вырост», за полтора часа в театре ребёнок рассмотрит все стадии поиска себя и принятия своей личности, да, пусть самые юные зрители не сразу отыщут отмычку ко всем смыслам постановки, но пытливые умы, наверняка, смогут проникнуть в философские глубины великого сказочника Андерсена.
Смотрите также:
- «Буратино»: питерский театр показал омичам сказку «в клеточку» →
- В Омской драме расскажут историю о женоубийце →
- «Кориолан»: «Начало» есть, ждём «Возмездия» →