«Сделайте свой Сибирский Голливуд». Анатолий Белый о киноиндустрии в Омске

Анатолий белый на вручении премии фестиваля дебютов «Движение». © / Александра Горбунова / АиФ

Анатолий Белый предложил создать в Омске киностудию под названием «Тайга» или «Колчак», а также рассказал о том, что наш город не произвёл на него особого впечатления, но он готов приехать в него через год.  

   
   

– Как Вы стали членом жюри фестиваля дебютов «Движение»?

– Всё очень просто: мне позвонила Полина Зуева, генеральный продюсер «Движения», моя давняя знакомая, и предложила съездить в Омск, если я в эти дни свободен. Я слышал о первом фестивале, который проводился в прошлом году. Собственно, я был свободен, и мне стало интересно посмотреть наше новое кино. Подумал, что совмещу полезное с приятным: и со старыми знакомыми повидаюсь, и посмотрю много фильмов, которые потом вряд ли где-то увижу.

– Часто бываете на подобных фестивалях, которые проводятся где-то на периферии?

– Нечасто, честно скажу. Потому что не хватает времени: большую его часть я провожу на съёмках.

–  А с гастролями в провинциальные города приезжаете чаще?

– Раньше это происходило часто, в МХТ (им. А. П. Чехова – Ред.) у меня были спектакли, с которыми мы очень часто выезжали в другие города. Сюда, например, несколько лет назад мы приезжали с «Белой гвардией», жили тоже в гостинице «Маяк», поэтому какие-то здешние места я помню. Это было моё первое появление в Омске, а вот сейчас – второе. Но на данный момент я играю в спектаклях, которые выезжают не так часто.

   
   
Анатолий Белый в Омском драмтеатре. Фото: АиФ / Александра Горбунова

Российские города – серая масса

– Омск воспринимаете как один из городов в серой массе?

– Вопрос в точку, потому что в основном наши российские города – это такая серая масса. Не буду кокетничать. Омск всё равно запомнился своим центром. Как обычно, что уж скрывать, у нас в центре везде всё хорошо, а зайдёшь в переулок, свернёшь с дорожки прямой, и там уже всё не так. Собственно, в этом смысле ничем Омск не отличается от остальных городов. Прекрасный центр: потрясающее здание Театра драмы, Свято-Успенский собор, улица Ленина. Надеюсь, со временем её переименуют в Любинский проспект. Омск на меня какого-то сильного отдельного впечатления не произвёл, но центр порадовал.

– Как вы относитесь к дебютам? Разделяете ли мнение, что их должно быть больше?

– Несомненно, это вопрос риторический. У меня сейчас какой-то год жюри, хотя нет – полугодие. Возник перерыв в съёмках, и посыпались предложения. Буквально недавно я сидел в жюри «Святой Анны» - это наш московский фестиваль выпускных фильмов. По сути, те же дебюты, только короткометражки. Я посмотрел пятьдесят две картины, из них  отобрал двадцать шесть. Было очень мало номинаций, и у судей была непростая задача выбрать лучших, приходилось делать это скрепя сердце. В этом году выпала такая оказия – я посмотрел очень много нашего короткого метра, из которого потом может вылиться дебютный полный метр. Очень много было талантливых фильмов – я в этом не сомневался никогда. У нас есть одарённые, неординарно мыслящие, креативные, с юмором и со своим авторским взглядом молодые режиссёры. Их много, они снимают хорошо и красиво, по-своему. В общем, умеют это делать. На самую большую проблему человек натыкается, когда выходит из стен института и входит в индустрию, которая у нас хромает. Натыкается он и на такое слово, как «продюсер», и на этом, собственно, всё заканчивается – начинаются рейтинги. Если это «телек», начинается «недавание» денег на полные метры и их поиск где-то. Фонд кино выделяет мало: кому-то посчастливилось получить, кому-то – нет. Большим продюсерам это неинтересно, они ориентированы на блокбастеры. Не нужен человек с нормальным жанровым кино – не арт-хаусом, не блокбастером и не комедией, а драмой, мелодрамой, психологическим триллером. Нормального жанрового кино, которого много во всём мире, у нас нет. У нас оно не идёт, потому что не собирает «кассу», и продюсеры всячески от него отбрыкиваются.
Анатолий Белый вручал одну из премий на кинофестивале. Фото: АиФ / Александра Горбунова

Омск – лакмусовая бумажка

– А зритель заинтересован в этом кино?

– Зритель очень ждёт такого кино. Достаточно посмотреть на зал в течение всех фестивальных дней. Омск - лакмусовая бумажка, показатель того, как зрители хотят увидеть наше нормальное жанровое кино. Не «пулялки», не «стрелялки», не комедии и так далее. Я до сих пор не понимаю, почему так происходит. Мне кажется, что большие продюсерские компании ещё не очень доверяют молодым. Для них это кот в мешке, риски большие. Боятся ещё вкладывать деньги, а уже надо бы.

– Даёт ли фестиваль путёвку в жизнь или хотя бы какое-то преимущество молодому режиссёру?

– Зависит от того, какой фестиваль. Например, «Святая Анна» - котируемый и признанный. Наверное, и потому, что он проводится в столице. Как правило, все те, кто получал там призы, становились известными: те же Тимур Бекмамбетов, Андрей Звягинцев. Поэтому вместе с призом фестиваля режиссёр получает и абсолютную путёвку в жизнь. Здесь, в Омске, наверное, ситуация всё-таки другая. Но это второй фестиваль, чего вы хотите. Поэтому нам всем надо постараться, чтобы в будущем он стал признанным.

– Через год Вы бы приехали снова в жюри «Движения»?

– Если бы я был свободен в этот момент, то да, несомненно. Потому что на самом деле это самое дорогое, что есть. На всех фестивалях класса «А» (международные ежегодные кинофестивали, их список утверждается Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров – Ред.) и подобных больших всё уже разложено по полочкам, там уже всё ясно. Здесь поле свежее, невспаханное, что называется. И эти зёрна нужно бросать активно, потому что без них ничего не будет. Нужно образование, нужно воспитывать кадры, нужно их поддерживать для того, чтобы потом ещё что-то происходило.

– Талантливым кадрам нужно обязательно уезжать в столицу?

– Как показывает ваш Театр драмы, который в своё время получил кучу «масок», это не совсем так. В то же время кино и театр – разные процессы. Что касается кино, то, несомненно, да, потому что нет омской киностудии.

Анатолий Белый был членом жюри на кинофестивале. Фото: АиФ / Александра Горбунова

Гоняться за Америкой не нужно

- Может, её и нет, потому что все уезжают?

- Нет, это обратная цепочка. Вот не уехали актёры и режиссёры. Где деньги? Их должен кто-то вкладывать. Люди с деньгами должны сказать: «Ребята, мы сделаем здесь киностудию. Необычную, сибирскую, таёжную и ни на что не похожую». Какой-то креатив создать. Допустим, киностудия «Тайга» или «Колчак» – как угодно её назовите, сделайте что-то своё интересное и необычное. И тогда люди творческие, как правило, безденежные, здесь останутся и будут творить на своей территории, в родном крае. Но если ничего не делается, нет киностудии, куда им деваться? Конечно, уезжать.

– Первый шаг должны сделать местные власти?

– Я не знаю, как это делается, не знаю этих механизмов. Наверное, да. Наверняка, есть и крупные бизнесмены и предприятия. Вкладывайте, делайте. Губернатор пусть даст землю под киностудию. Сделайте здесь Сибирский Голливуд.

– Если Вас неизвестный режиссёр позовёт сниматься в своём дебюте, пойдёте?

- Года два назад я снимался в нескольких короткометражках и сейчас периодически снимаюсь в дебютных фильмах. Пойду, если будет хороший сценарий, я заинтересуюсь и увижу, что человек имеем чёткую идею и знает, как всё нужно сделать.

– Каким должен быть дебютный фильм, чтобы он Вам понравился?

– Фильм может быть о чём угодно. Главное для меня, чтобы зацепило. Давайте расшифруем это слово. Очень важно, чтобы в фильме был кроме эмоционального подключения (я человек эмоций, мне нужно, чтобы он обязательно взял меня эмоционально) какой-то message – мысль, которую я вынесу. Может, даже что-то новое для себя. Нужно, чтобы я задумался и чтобы подключился.

Единственное, что нам не нужно делать, – это гоняться за Америкой, как это обычно бывает. Там уже всё сделано, индустрия поставлена на очень высокий уровень. Всё уже придумано, не нужно изобретать велосипед, нужно просто снимать хорошее кино. Придумать нужно историю свою, на нашей почве. «Географа» же придумали, обалденную историю, с нашим менталитетом. Все смеются, все плачут, все переживают. Вот яркий пример. На самом деле все жанры уже изобретены и испробованы. Надо просто снимать хорошо. К сожалению, здесь опять возвращаемся к проблеме кадров. Не доходят хорошие режиссёры до киноэкрана. Но я считаю, что потенциал есть, мы можем снимать хорошее кино.