Будущее фермерства. Почему отличный результат не всегда гарантирует доход

В Омской области субсидируется около 20 направлений. © / Википедия

В исследовательском центре «Сколково» года три назад выпустили атлас новых профессий. Отставка будет дана лекторам, швеям и лифтёрам, а в перечень «свеженьких» специальностей включили сити-фермеров. Это будет умелец, обустраивающий агрохозяйства на крышах домов и в зданиях небо­скрёбов.

   
   

Сельхознаука

Вертикальные фермы появились в Сингапуре, чья экономика сделала фантастически быстрый скачок до уровня развитых стран и на который так часто ориентируют россиян. Агронебоскрёбы появились в США, Арабских Эмиратах, Южной Корее; в России это пока диковинка. Правда, хочется надеяться, ею и останется. Иначе зачем так много денег тратят на развитие сельских территорий, призывают осваивать пустоши Дальнего Востока, да и в целом по стране бесхозных, брошенных, неучтённых земель пруд пруди. И ещё один вопрос: кто будет готовить сити-фермеров?

В прошлом году изучением кадрового потенциала в отрасли сельского хозяйства занимался Омский аграрный университет им. П. Столыпина. Цифры сравнивали с общероссийскими и выяснили, что обеспеченность кадрами сельскохозяйственного сектора экономики составила в Омской области 33%. По России в целом она выше, но не намного - 38%. Было отмечено, что наблюдается высокий уровень сменяемости руководителей и главных специалистов хозяйств, особенно ярко негативная тенденция отмечается по специалистам ветеринарной службы: 22% в Омской области и 14% по России. В сфере зоотехнии примерно те же цифры.

«Безусловно, наблюдается старение кадров, доля молодёжи в аграрном секторе Омской области в возрасте до 30 лет составляет всего 10%, - рассказала ректор ОмГАУ Оксана Шумакова. - На вопрос, кого сегодня руководитель согласен принять на работу и с каким образованием, только 58% ответили, что рады видеть у себя специалистов с вузовским дипломом, для 16% уровень образования не имеет значения, главное – опыт».

В решении кадровых проблем всегда делали ставку на ребят из сельской местности. Что сейчас? По данным вуза, на очной форме по животноводческому направлению подготовки специалистов, например, зоотехников, из 104 обучающихся 57% - студенты из села. Ветеринарами хотят стать 608 человек, и 41% из них приехали учиться из деревни. По направлению «ветеринарно-санитарная экспертиза» грызут гранит науки 194 студента, 55% - из муниципальных районов. Получить профессию по специальности «переработка продуктов животного происхождения» хотят 92 человека, 59% из них из села. Процент вроде приличный, но сколько из этих молодых людей отправится обратно? В вузе посчитали и это. В Омской области остаются 53%, покидают регион 47%. Высшая школа и омский агробизнес стараются идти рядом, но кажется, что им не по пути.

В Омске развивается много разных направлений животноводства. Фото: АиФ/ Екатерина Саенко

Едет с поля урожай

В отношениях «производитель - закупщик» тоже всё не слава богу. Минсельхоз пытается создать диалог, но результаты пока неудовлетворительны. Фермеры говорят, что перерабатывающие предприятия не всегда идут им навстречу. Конечно, есть такие, что и покупают, и заключают долго­временные договоры, борются за качество сырья, но есть закупщики, которые строят свой бизнес исходя из ситуации. Если нужно - закупят, а иначе нет. В последние годы всё чаще возникает проблема с закупкой урожая у фермеров. Так, в прошлом году омские аграрии намолотили 3,6 млн тонн зерна. Регион собрал хороший качественный урожай - 16,8 центнера с гектара, но почему-то радости у аграриев нет. Сбывать-то зерно некуда.

Заграница и российские регионы, наслышанные об эпидемии африканской чумы свиней, что погубила почти всё поголовье хрюшек, с осторожностью относятся к продукции сельхозпредприятий и фермерских хозяйств Омской области. Особенно к той, что идёт на корм скоту. Всё потому, что вирус может передаваться через то же фуражное зерно. По некоторым данным, на территорию региона АЧС проникла именно таким способом.    
   

В 2017 году начались поставки омского продовольственного зерна в Китай, рынок этот назвали перспективным. Но, чтобы угодить китайской стороне, нужно выполнить драконьи условия. Есть особые претензии у служб фитосанитарного контроля Поднебесной к качеству сырья и его транспортировке. Так, комбинату хлебопродуктов из Марьяновского района пришлось отправлять в Маньчжурию пшеницу в специальных 50-килограммовых мешках для пищевых продуктов. Во всём мире самым распространённым вариантом считается доставка насыпью.

В Омске собрали большой урожай, но продать его не могли. Фото: АиФ/ Александра Молочникова

Министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области на встречах с аграриями стал повторять, что сосредоточиваться на пшенице уже невыгодно. Многие его услышали и в прошлом году увеличили площади высокомаржинальных культур: масличных (рапс) и бобовых (соя и нут).

От порося до бурёнки

2017 год назвали в Омской области годом испытаний. В регионе было зарегистрировано 34 очага африканской чумы свиней на территории 13 муниципальных районов Омской области и три инфицированных объекта в Омске. Все очаги АЧС были обнаружены в личных подсобных хозяйствах граждан, проведён убой свыше 20 тыс. свиней. Выплачены компенсации, но упущенную выгоду вряд ли можно ими восстановить. Тем более что при этом был нарушен традиционный уклад сибирского подворья: свинину едят сами, свиней продают на убой, живым весом и т. д. Сейчас селян призывают присмотреться к альтернативным видам животноводства, например, разведению кроликов или птицы. И не отказываться от крупного рогатого скота. Животноводческим хозяйствам тоже.

Но тут нужно помнить, что молокопроизводителям мешает работать диспропорция между реальной стоимостью сырого молока и закупочными ценами на него молокозаводов. Ценовой диктат торговли над переработчиком, а переработчика над сельхозпроизводителем, что называется, налицо. Хотя и существует возможность получать деньги каждый день.

Кстати, сейчас аграрии готовят свои предложения об изменениях, которые нужно внести в закон о личных подсобных хозяйствах. В Омской области тот вариант, что предлагается, не устраивает никого. На одном из совещаний Максим Чекусов сказал, что документ нуждается в доработке.

«Его можно трактовать как хочешь, там свободно узаконена продажа продукции крестьянского происхождения, не отрегулирована чис­ленность, которую может содержать ЛПХ. Разрешено держать в хозяйстве, например, более тысячи свиней, но это будет экологическая катастрофа для нашей деревни и нарушение всех ветеринарных и санитарных норм», - отметил глава регионального минсельхозпрода.

К сожалению, сегодня нередки случаи несанкционированного завоза поголовья или сокрытия факта болезни животных. Считается, что из-за таких   беспечных хозяев вспыхнула эпидемия АЧС. Для борьбы с этим предлагается увеличить штрафы. Однако ветеринарные врачи не имеют права свободного доступа в ЛПХ, а без этого сложно представить эффективность профилактических мероприятий. Сейчас, согласно ст. 5 действующего закона о личных подсобных хозяйствах, вмешательство государственных органов ограничено.

Кстати
Среди западно-европейских стран Швейцария считается страной крестьян и коров: сельское хозяйство является настолько важной отраслью экономики, что ей уделён особый параграф в Конституции. Государство обязуется не просто помогать и поддерживать аграрный сектор, но и вносить существенный вклад в надёжное снабжение населения, а также способствовать децентрализованному заселению страны. Доля занятых в сельском хозяйстве составляет 4% населения. В России - 9%.

Кадрами не  занимаются

Ольга Косейчук

«Тема обеспеченности кад­рами актуальна и болезненна, - говорит декан факультета зоотехнии, товароведения и стандартизации ОмГАУ им. П. П. Столыпина Ольга Косенчук. - Важным аспектом в подготовке кадров является целевое обучение. Сейчас численность целевиков сведена к минимуму, в 2014 году было последнее зачисление ребят, направленных сельхозпредприятиями. С 2015 по 2017 год не было зачислено ни одного человека по целевому направлению. Стоит отметить, что работодатели не принимают активного участия в подготовке кадров для себя.

Условия прохождения практики на предприятиях отличаются. 11 из 70 хозяйств, что берут ребят к себе, предлагают жильё, только 7 из 70 дают зарплату практикантам. Ситуация серьёзная, специалисты-то нужны, только этим следует заниматься ответственно. Есть заявка из Муромцевского района, запрашивают одного ветеринарного врача и зарплату ставят 4000 руб., не предоставляют жилья. Но у студента есть выбор: организации из других регионов России предлагают и жильё, и зарплату от 20 до 30 тыс. руб.».

Прилетит ли птица из Испании?

Анатолий Беззубцев

«На мировом рынке с его производительностью труда мы значительно уступаем заграничным капиталистам, - отметил генеральный директор птицеводческого хозяйства, депутат Законодательного Собрания Омской области Анатолий Беззубцев. - Один случай приведу в пример. Я собрал большое количество специалистов, и мы поехали в Испанию. Хозяйства этого государства считаются передовыми в области птицеводства, именно с них берут пример все страны. Побывали во всех цехах предприятия, потом долго общались. Они спрашивали, какой в Омской области урожай, цены на зерно, каковы транспорт­ные расходы, зарплаты и так далее. Потом подсчитали, проанализировали и говорят: «Мы живём на севере, у нас летом все уезжают из города, покупательский спрос падает, но мы можем вам возить яйцо и курицу, по цифрам нам это выгодно. Даже самолётом». И вы знаете, привезут.

Сегодня наше государство открыло границы на ввоз мяса птицы и яйца, завтра - другие направления. Если мы не будем работать над производительностью труда, нас потеснят с рынка».

Косить траву как в Финляндии

Александр Курзанов

«Стыдно сказать, но в 2016 году мы заготавливали сена 1 класса 1%, в прошлом году заготовили 5%, - рассказал заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Александр Курзанов. - В ноябре 2017 года омская делегация съездила в Финляндию. Меня заинтересовало: как же так, осадков на их территории выпадает 720-750 мм, а 95% кормов относятся к 1 классу, продуктивность молочного производства составляет 8-10 тонн. И у нас осадков выпадает 280-320 мм, а заготавливаем 5%. В Финляндии за сезон траву косят три-четыре раза, в России, дай бог, два. Там к траве начинают приглядываться и косить, когда её питательная ценность приближается к 13 мДж, у нас и при восьми в полях нет никого. Ждём, когда трава вырастет выше плеч. При этом мы побьём технику, заплатим деньги, но не получим самого главного - качественных кормов. Отсюда и продуктивность: в 2017 году Россия надоила по 5000 кг молока, Омская область в среднем 45000, финны - 9000 с одной коровы. Они сеют те же культуры, что и мы, но результаты лучше. Готовить корма надо не тогда, когда они вырастут в человеческий рост, а когда содержат максимальную дозу питательной энергии».

Погектарные субсидии

Сергей Ложкин

Сергей Ложкин, глава КФХ Большереченского района, занявший 2 место в конкурсе «Лучшая семейная ферма» на Международной выставке «АгроФарм»-2018»:

«За четыре года построили четыре ангара для КРС, сейчас содержим 254 головы. В 2017 году надоили 6400 литров молока от коровы жирностью 4,6%. Имеем собственную переработку молока, сдаём 900 литров. Так как в зачёт показателей, необходимых для получения субсидии, идёт 4,2%, нам приходится молоко нормализовать. Остальные десятки мы теряем. К сожалению, абсурдная ситуация, но это так. Себестоимость молока у нас 8 руб., средняя цена реализации - 27 руб. Впервые за всё время в прошлом году мы отработали без кредитов. Было тяжело, но мы справились. Хотя чиновники-бюрократы отказали нам в выплате несвязанной погектарной поддержки. Норма высева была 2,3 га, мы посеяли 2,1 га. Нам не хватило, хотя урожайность была выше среднего. Вот этого я не понимаю: кому тогда давать эту поддержку?»